тварь, воспитанная книгами
В одном дневнике была предложена ситуация: висит на скале связка из шести альпинистов, вы в ней предпоследний, самый нижний только что сорвался с полной потерей опоры и тянет вниз всех. И четыре варианта действий: а) перережу его ремни - лучше пусть погибнет один человек, чем все шесть; б) лучше мы все погибнем, но я убийцей не стану; в) перережу свои ремни - сорвемся вместе, остальные пусть спасаются; г) ничего не буду делать, пусть верхние решают. Начинается выбор вариантов, обсуждение - дневник нормальный, так что никакого срача не разводится. И тут приходит лесник, в смысле, альпинист. Настоящий.
И говорит всей честной компании следующее: а самостраховка зачем придумана? Именно для того, чтобы ты мог продержаться, пока остальные не вылезут и не кинут веревку, Поэтому, если нижний запаниковал, ранен, в общем, действовать адекватно не может, ты вполне способен на своей отдельной страховке удержать и себя, и его. И вообще, альпинистов первым делом учат, как своих не бросать и как это сделать с наименьшими потерями для всех.
Тигр смотрел и наслаждался. Потому что наконец-то по этим "ситуациям" (я не про конкретный пост - к данному автору у меня меньше всего претензий) нанесли хороший удар.
Да, я понимаю, представление себя в критических ситуациях с обязательными выводами "Я никогда не сдамся/не предам/не брошу друга" отдают детскими годами и дворовыми играми в... (подставить нужное - у кого что было). Если что-то случится, решать будешь там и тогда, как получится и как повезет. Но лучше уж эта детская гордость и уверенность в собственном героизме - возможно, именно она даст силы для настоящего поступка, чем нынешняя тенденция: настоящий умный и знающий жизнь человек должен выбрать предательство и подлость.
"Сможешь ли ты убить котенка, чтобы спасти ребенка?" "Сможешь ли ты убить ребенка ради мира во всем мире?" Создается впечатление, что величайший поступок в человеческой жизни - убиение априори слабого существа. А полная идиллия до сих пор не наступила исключительно из-за чрезмерного гуманизма и нехватки мертвых детей и котят.
Но вот приходит профи. Действительно знающий жизнь. И выясняется, что человеческая мысль на то и работала, чтобы в нужный момент не бросить раненого, а вытянуть. Что если у таких задачек и есть смысл, то он в том, чтобы найти вариант, при котором спасутся все (задачка все равно остается теоретической, но так хотя бы тренируется мозг, а не умение объявлять о собственной эгоистичности и безжалостности). А если некто вам предлагает спасать мир ценой мучительного убиения котенка или ребенка, то этому некту место в психушке, потому как благополучие мира зависит совсем от других вещей.
Так что да здравствует реалистичный подход, профессионализм и вовремя включенные мозги!
И говорит всей честной компании следующее: а самостраховка зачем придумана? Именно для того, чтобы ты мог продержаться, пока остальные не вылезут и не кинут веревку, Поэтому, если нижний запаниковал, ранен, в общем, действовать адекватно не может, ты вполне способен на своей отдельной страховке удержать и себя, и его. И вообще, альпинистов первым делом учат, как своих не бросать и как это сделать с наименьшими потерями для всех.
Тигр смотрел и наслаждался. Потому что наконец-то по этим "ситуациям" (я не про конкретный пост - к данному автору у меня меньше всего претензий) нанесли хороший удар.
Да, я понимаю, представление себя в критических ситуациях с обязательными выводами "Я никогда не сдамся/не предам/не брошу друга" отдают детскими годами и дворовыми играми в... (подставить нужное - у кого что было). Если что-то случится, решать будешь там и тогда, как получится и как повезет. Но лучше уж эта детская гордость и уверенность в собственном героизме - возможно, именно она даст силы для настоящего поступка, чем нынешняя тенденция: настоящий умный и знающий жизнь человек должен выбрать предательство и подлость.
"Сможешь ли ты убить котенка, чтобы спасти ребенка?" "Сможешь ли ты убить ребенка ради мира во всем мире?" Создается впечатление, что величайший поступок в человеческой жизни - убиение априори слабого существа. А полная идиллия до сих пор не наступила исключительно из-за чрезмерного гуманизма и нехватки мертвых детей и котят.
Но вот приходит профи. Действительно знающий жизнь. И выясняется, что человеческая мысль на то и работала, чтобы в нужный момент не бросить раненого, а вытянуть. Что если у таких задачек и есть смысл, то он в том, чтобы найти вариант, при котором спасутся все (задачка все равно остается теоретической, но так хотя бы тренируется мозг, а не умение объявлять о собственной эгоистичности и безжалостности). А если некто вам предлагает спасать мир ценой мучительного убиения котенка или ребенка, то этому некту место в психушке, потому как благополучие мира зависит совсем от других вещей.
Так что да здравствует реалистичный подход, профессионализм и вовремя включенные мозги!
А вообще, если интересуетесь предметом, очень, очень рекомендую книгу Уильяма Ширера "Взлет и падение Третьего Рейха". Многобукаф, но крайне интересно.
ППКС. И говоря о культе фюрера, нельзя не учитывать, что на него работали очень талантливые люди, создававшие образ вождя. Тот же Геббельс, та же Лени Рифеншталь.
rakugan я еще очень не люблю передачи вроде "Слабое звено" и вообще что угодно с идеей, что достичь цели нельзя, не пожертвовав кем-то. Хотя на самом деле в жизни все наоборот - выжить и достичь цели гораздо вероятнее в команде, чем когда каждый сам за себя.
Я их тоже на дух не переношу. Ведь действительно, в жизни принцип "Боливар не вынесет двоих" чаще является проигрышным, чем выигрышным. (И мне интересно, те, кто его пытаются проповедовать, действительно уверены, что это они всегда будут выбирать? Или в трудной для себя ситуации им все-таки приятнее будет рядом устарелый моралист, чем продвинутый знаток жизни?)
ELGA_CROW Соглашаясь выбирать одно из зол человек сам закрывает себе возможность найти способ выйти из ситуации без потерь.
Именно так.
Тут дело даже не в морали. Люди, которые уверены, что слабое звено надо убирать, просто не знают законов психологии.
Я когда-то читала очень интересную статью, где рассказывалось об эксперименте над группой добровольцев: им надо было решать задачи, за это ставили баллы, а за ошибки снижали. Про тех, кто решал хуже всех, группе говорили, что они снижают группе средний балл. В итоге группа решала, что надо исключить того, кто решает хуже всех. Но вот парадокс - как только исключали "слабое звено", тут же снижались результаты у 1-2 других игроков и, соответственно, у группы в целом. Если исключить их - у следующих 1-2, и так далее.
Не помню, как там это объяснялось, но меня это очень поразило в свое время. Природа создает равновесие, пускай даже человек не понимает, как она это делает. В любой группе есть 5% самых сильных и 5% самых слабых, остальное - середнячки. Если пытаться нарушить равновесие, убирая вот эти 5% слабых, то в эти 5% уже перейдут середнячки, их результаты ухудшатся. Но средняя "сила" группы при этом снизится. Убирая слабых, делаешь только хуже всем и самому себе.
Интересно, почему тогда в вопросах творческих слабых - 90%?
А тут другая закономерность - сильные 10% "вырастают", если есть питательная среда из этих 90%. Чтобы появился Эйнштейн или Нильс Бор, нужно, чтобы была сильная физическая школа, на каждого Эйнштейна приходится несколько сотен ученых-физиков среднего уровня.
Или литература - это нам двести лет спустя кажется, что Пушкин был таким одиночкой, гением-самородком. На самом деле вокруг него была определенная среда, где все образованные люди писали стихи. 90% из них писали слабые стихи, 10% писали хорошие стихи, и один был гением. Но без этой среды его бы просто не было.
Было такое хорошее сравнение, тоже не мое, вычитанное. Почему Германия в XVII-XVIII веках дала миру целую плеяду выдающихся композиторов, а, скажем, в штате Техас в XX веке не было ни одного выдающегося композитора, зато масса выдающихся бейсболистов? Хотя теоретически вероятность рождения талантливого композитора и талантливого спортсмена в Техасе и Германии одинакова. Но в Германии той эпохи всех детей из образованных семей учили музыке, и композиторов было десятки, если не сотни. Из них и появлялись единицы гениальных. А в Техасе музыке всех поголовно не учили, зато все поголовно играли в бейсбол - и из числа сотен "просто бейсболистов" появлялись единицы сверх-талантливых.
Поэтому только кажется, что вот эти 90% - некий балласт, зло, с которым надо бороться. Тогда как на самом деле это та среда, без которой не могут стать талантливыми те самые 10%.
rakugan Огромное спасибо, очень интересная тема. Поэтому только кажется, что вот эти 90% - некий балласт, зло, с которым надо бороться. Тогда как на самом деле это та среда, без которой не могут стать талантливыми те самые 10%.
Вот меня всегда очень смущает, когда начинают бороться с 90%. Да как они смеют заниматься этим, если у них предрасположенность и дар на километр не светятся? Да кто они вообще такие? Они оскверняют великое занятие! А ведь без них и шедевров будет намного меньше...
Две ложки - это просто мало. Три - уже достаточно.
Сейчас ситуация такая сложилась, что "90%" получили абсолютно равные возможности по самовыражению с "10%". Уже не надо стремиться попасть на лейбл, в издательство или хотя бы в фанзин - достаточно разрекламировать свой уютный бложик.
Я не знаю, как с этим в среде фандома и фанфикшна, но на рок-музыке это сказалось печально: выдающимися коллективами становятся чаще не те, кто играет хорошую музыку, а те, кто имеет самую громкую толпу фанатов.
loony_spectre С другой стороны, в уютном бложике народ ведь тоже что-то держит. Значит, чем-то хозяин народ привлек.
История очаровательная! Читала, хоть и в Вашем кратком пересказе, и тоже наслаждалась.
Немного занималась скалолазанием, у мужа вообще был разряд, он меня и водил по скалам, и страховал.
Собственно, так все и есть: сорвавшийся держится сам, сколько может, остальные идут на выручку, как только смогут. И никто никого не бросает. Человека, показавшего себя ненадежным товарищем, в следующий раз не возьмут, да и здороваться с ним, скорее всего, перестанут.
Никаких "обрежу страховку" нет.
Что касается дальнейшего обсуждения истории: безвыходные ситуации, заложники, дети... Ловите у-мыл.
Я никогда не положу этот рассказ в открытый доступ (прочитав, вы поймете почему), поэтому приватом. И, естественно, не для распространения.
Demi ra Рад. что понравилось.
Ирма Банева Понимаешь, мне с епонов ни холодно, ни жарко, у меня ни одного платного сервиса нет. Т.е. если их можно кому-то отдать, я отдам - что мне их солить, что ли?