тварь, воспитанная книгами
Время от времени попадаются размышления, что людям сейчас не стыдно быть слабыми. Дескать, в нормальном обществе все хотят быть сильными, а мы загниваем. Гендерный аспект, слабый пол и сильный пол сейчас трогать не буду, оно момент отдельный. А вот насчёт сильных и слабых, так сказать, вообще, Тигру кое-что подумалось.
Для начала, что такое эти сильный и слабый. Сильный зачастую понимается, как человек с идеальной физической формой, у него нет никаких болезней, никаких аллергий и фобий, работоспособность робота и так далее. Идеальная впахивательная машина, ИВМ. Хорошо ли быть таким? Да замечательно. Хотелось бы спать 4 часа в сутки и высыпаться, есть всё подряд и не заморачиваться насчёт того, какие растения цветут на улице, не бояться ни пауков, ни змей, ни летать на самолёте, гулять с друзьями всю ночь и наутро ставить трудовые рекорды. Правда, к образу сильного человека цепляется ещё одна вещь - он не жалуется. ИВМ молча превозмогает все трудности, он вообще не может оказаться жертвой. Собственно, именно это и делает его идеальной жертвой - если ему сделают гадость, ему проще всё скрыть, сделать вид, что ничего и не было, чем признать: да, меня подставили, да, у меня украли. Да, я оказался не идеальным.
В общем-целом, быть сильным хорошо, вот только допрыгнуть до этого сияющего идеала у живого человека не получается. Можно, конечно, включить магическое мышление, сказать "я сильный" и старательно таковым притворяться, но заканчивается это тем, что ИВМ с грохотом ломается. Маска сползает и налепить её обратно уже никак.
И тогда приходится признавать себя слабым. С точки зрения той же дихотомии, гнусным паразитом, неспособным выживать самостоятельно. Хотя для того, чтобы осознать свои слабости и реальные возможности, постараться устроиться так, чтобы поменьше создавать себе проблем, а ещё для того, чтобы, когда нужно, попросить о помощи, надо иметь хорошие мозги и силу воли. Чтобы видеть себя, а не некую сверкающую ИВМ, и не притворяться ею.
В этом всём откровенно не хватает нормальных людей. Понимающих, что да, хорошо быть суперменом, но быть живым человеком не стыдно. Не стыдно знать, в чём твои сильные стороны, а где слабости. Не стыдно понимать, что один раз пробежать марафон или отработать аврал - это одно, но когда аврал становится постоянным, это не ты ленивая скотина, которая не справляется, это организм уже не выдерживает нагрузки.
И ещё, в разговорах про сильных и слабых регулярно всплывает ехидное: а вот если случится трындец, что с вами, слабенькими, которые не могут есть всё подряд и нуждаются в лекарствах, станется? Помрёте. Ну да, когда случается трындец, помирает много людей. Причём вроде бы сильные тоже, потому что от пули в голову или от мины под ногой, от загноившейся раны, от голода и жажды не застрахован никто. Заранее жить в пещере на случай "вдруг придётся жить в пещере" - это далеко не умная стратегия. Да и пещера может рухнуть на голову.


Комментарии
12.06.2018 в 22:20

Самым главным доказательством существования разумной жизни во Вселенной является то, что ещё никто не пытался с нами связаться. (с) Bill Watterson
И ещё, в разговорах про сильных и слабых регулярно всплывает ехидное: а вот если случится трындец, что с вами, слабенькими, которые не могут есть всё подряд и нуждаются в лекарствах, станется? Помрёте.
Я регулярно офигеваю от таких вопросов. Ну да, помрут. Это же очевидно. На то они слабые и на то он и трындец. А если в качестве помощников в это время вокруг будут эти самые, с вопросом, смерть наступит ещё быстрее. Поэтому у меня вопрос встречный: а на что они рассчитывают, спрашивая такое? Неужели на то, что от стыда болезнь улетучится сама, у потерявшего руку вырастет новая, а инвалид-колясочник встанет и побежит? Или они считают - ладно, пусть не очевидных инвалидов, но просто больных - симулянтами?
12.06.2018 в 22:22

тварь, воспитанная книгами
Найотри Там обычно дальний заход на то, что помощь слабым - это лишняя трата ресурсов. Типа "нечего объедать сильных, подыхайте тихо". Напрямую сказать, что надо их перестрелять, как-то не айс, ну вот и заходят с виража.
12.06.2018 в 22:49

Самым главным доказательством существования разумной жизни во Вселенной является то, что ещё никто не пытался с нами связаться. (с) Bill Watterson
Огненный Тигр, интересно, что с ними бывает, когда сами оказываются среди таких.
12.06.2018 в 22:57

Лети, душа моя, на свет, лети на волю. Моя свобода - это миф, мечта рабов.(с)
Огненный Тигр, огромное спасибо за пост.
12.06.2018 в 23:50

тварь, воспитанная книгами
Найотри Не знаю. Но думаю, что такие люди великолепно умеют жить по принципу "а нас-то за что?" Я сомневаюсь, что у них у всех великолепное здоровье, нет вредных привычек, что они никогда и ничем не болели. Но рассуждать про прелести естественного отбора, что выживать должны только сильные, а слабым туда и дорога сдохнуть, им это не мешает.

Лайверин Рад, что пост пришёлся по сердцу.

А вообще подумалось: такой сильный, который молча тянет, это на самом деле достаточно плохой сокомандник. Потому что ИВМ и суперменов в реальной жизни всё же не водится. Да, человек, который постоянно ноет, у которого лапки, естественно, тоже малополезен. Но хочется знать, кто из твоей команды что может, чего не может, и что с ними происходит. А так вполне может сложиться, что твой сильный вдруг ляжет помирать, и вместо той самой общей работы вы будете его спасать, и хорошо, если спасёте. А если бы человек некоторое время назад признался, что устал, что ему, к примеру, плохо от жары или ещё что, то, вполне возможно, всё обошлось бы отправкой товарища отдыхать в тенёк.
По сути, сильный, который все трудности сам, ни слова не сказав, что там с ним и не похрустывает ли у него позвоночник, хорош только в двух случаях. Вариант первый - ты этого человека знаешь, как самого себя, ты прекрасно понимаешь, сколько он может на себя взять, а сколько не может, соответственно, послеживаешь за ним и отправляешь его отдыхать своим словом вне зависимости от того, что по нему видно или не видно. Вариант второй, циничный - тебе плевать. Поломается - будет другой.
13.06.2018 в 00:20

Лети, душа моя, на свет, лети на волю. Моя свобода - это миф, мечта рабов.(с)
Огненный Тигр, вот да. Телепатию в мир не провели, чтобы адекватно раскидать обязанности в команде, надо знать, кто сколько утащит, не сложившись в процессе.
13.06.2018 в 00:33

тварь, воспитанная книгами
Лайверин Именно. Чтобы превозмогалово как образ жизни не закончилось очень печально, нужен кто-то заботливый и хлопотливый, кто будет вовремя усаживать на диван, подносить чай, убирать все дела подальше и укладывать спать. Тогда да, эта машина может долго ехать. А иначе упс.
13.06.2018 в 05:34

Луперкаль!
Вообще говоря, на мой сугубо совковый взгляд настоящая сила совсем не в том, чтобы пахать без отдыха или всех нагибать. (Хотя и умение вовремя нагнуть особо "сильных" и заставить их делать общее дело тоже может пригодиться). А в том, чтобы понимать, для чего ты превозмогаешь. Например ценность вон того чувака для племени не в том, чтобы гонять по саванне антилоп - он хромой и не может. А в том, что он лучше всех знает, какой надо взять камень и как по нему стукнуть, чтобы получились годные наконечники для копий.Или - я конченый гуманитарий и винтовку до сих пор только на картинках видел. Но научусь из неё стрелять и пойду в ополчение потому, что - а вдруг без меня Москву защитить не получится?..Думается мне, что сильный человек хорошо понимает: вот это я могу сделать, вот это - нет, а вот здесь придётся "через не могу" потому, что иначе ну никак, а сделать надо...
13.06.2018 в 06:13

Science: because you can't pray this shit into space (c) || Электронный кочевник || Игрок в киберсалочки || "Фермопилы под контролем" (с) 【Как совмещать пацифизм и кровожадность: моя автобиография (с)】
Полностью поддерживаю!
(Я более развёрнуто соглашусь, когда доберусь до ноутбука, потому что с телефона очень неудобно, да и опечаток тьма.)
13.06.2018 в 07:33

Я не стану умолять - я посмею выжить!
Ох, у меня эта тема сильных-слабых вызывает скрежет зубовный. Потому что свезло мне быть дочерью парочки превозмогателей. Причем отец еще куда ни шло - ему однажды надоело быть хлипким маменькиным сынком, и он пошел себе доказывать. До чего додоказывался - второй вопрос, потому что не железным он себя признал, только допрыгавшись до онкологии. У маман вообще прекрасный выверт: правильный человек адаптируется к миру, выбирать знакомства или работу - баловство, я вывернула себя под мир наизнанку, поэтому и все так должны.
А главное, превозмогательство - оно ж силы жрет. Условная я, допустим, хрена с два добровольно променяю свою городскую жизнь на бункер и тушло, но если припрет - ну почему нет. А если ты годами принципиально сидишь в бункере - когда припрет, может оказаться, что у тебя давно спина рассыпалась и от тушла гастрит, ну и толку?
13.06.2018 в 13:37

тварь, воспитанная книгами
Хонор Харрингтон Замечательно сказано.

Isgerdr aka Erna Про "допрыгался до онкологии" - вот почему-то большая часть историй про "я сильный и железный" заканчиваются где-то там, у медиков.
А идея, что выбирать нельзя, надо молча жрать что дают меня вообще поражает, а уж как доказательство некоей силы - отдельная прелесть. Казалось бы, сильный человек как раз тот, кто может построить окружающее пространство под себя - выбрав место, благоустроив его и так далее. Но нет, сильный тот, кто больше всех терпит.
13.06.2018 в 13:53

Каждый вечер папа-кит феерически тупит. Если б только каждый вечер, если б только папа кит...
Огненный Тигр, больше того, если ты отказываешься терпеть безобразное отношение к себе и превозмогать, то тебе начинают рассказывать, какая ты не такая, как не умеешь договариваться, как у тебя плохо с агрессией и как ты не видишь реальности. Сначала ты офигеваешь, а потом понимаешь, что человек занимается проецированием во все поля, видит не тебя, а картинку в собственной голове и банально завидует. Из серии - я прогнулась под чужие требования и ожидания, я готовлю и сервирую себя наилучшим образом, какого черта ты, мерзкая, неправильная дрянь, портишь мне мне картину мира? Сначала ты злишься, а потом понимаешь, что проблемы белых индейца не волнуют и тихо, молча сваливаешь. Ибо жизнь слишком хороша и коротка, чтобы тратить её на чужих тараканов и выученную беспомощность.
13.06.2018 в 14:31

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Мне кажется, такие ярлыки как "сильный" и "слабый" можно развешивать только применительно к какой-либо ситуации. Люди, которые в одних ситуациях являются образцами силы и выносливости, в других сдуваются как воздушный шарик.
Ответственности это тоже касается. Крайне важен вопрос за что брать ответственность. Я вот могу взять ответственность в одних сферах без каких-либо проблем, в других до последнего буду отпираться, потому что "а почему я должен", а в третьих не возьму никогда и ни за что, скорее сдохну. И, честно говоря, я не представляю себе человека, который действительно способен фурычить вообще в любых обстоятельствах. Если он не Будда, конечно.
13.06.2018 в 14:34

тварь, воспитанная книгами
Амелия Б. Кстати, такие очень любят сразу приводить какие-то странные примеры типа "А вот если бы на войне, а вот если деваться некуда, а если ещё что". Смотришь и думаешь: ну ок, на войне, конечно, такой свободы не будет, но смысл в мирное время жить как на войне, или хуже, как в концлагере? И ещё забавно, как нежелание готовить себя и сервировать воспринимается как дикая адская неуживчивость или как инфантильность. А радостно гнуться по первому свистку - это, конечно, ужасно взрослое поведение.
13.06.2018 в 14:36

тварь, воспитанная книгами
Клятый_Вомпэр Собственно, да. И осознание, что вон там не твоя полянка - это, ИМХО, тоже часть вменяемого и разумного отношения к жизни.
13.06.2018 в 15:05

Каждый вечер папа-кит феерически тупит. Если б только каждый вечер, если б только папа кит...
Огненный Тигр, это при том, что война, концлагерь, геноцид - это ни разу не норма. Да, во время войны иерархия и система соподчинения оправданы, так как в разы поднимают шансы на выживание и победу. Это экстрим, при котором конвенции и договорённости мирного времени работают откровенно плохо. И блин, люди не зря придумали передачу лидерства, и много ещё чего страхуюшего и сдерживающего на случай совсем звездеца. А вообще оправдание "вдруг война" оно чем дальше, тем больше становится средством спекуляции всяких судаков ровно по той причине, что разрушает конвенции, границы и нормы обыденности.
13.06.2018 в 16:00

тварь, воспитанная книгами
Амелия Б. Если заранее жить, как при звездеце, то звездец наступит. Понятное дело, что если нет еды, то имеющиеся запасы будут распределять по чуть-чуть, лишь бы хоть как-то протянуть, что если нет лекарств, то лечат ну как получается и чем получается. Это не повод в мирное время, когда такой дикой нехватки всего быть не должно, жить как в войну и в голод. Здесь и сейчас нужные ресурсы есть.
13.06.2018 в 16:08

Ждет нас приказ - возвратиться к Владыке Небес; нам он себя проявить на земле не дает...
Огненный Тигр Я больше скажу - тот, кто прошел звездец, в мирной жизни будет доедать свою порцию до крошки, но уж никак не урезать ее. В моей жизни была голодная зима 1998-99 - с блокадой не сравнить, но когда на новый год у тебя на столе вареная картошка без сметаны, 4 апельсина, чай, хлеб и все - это показатель. Так я как раз все время говорю супругу - "сейчас не 99й, мы что, и сейчас себе позволить не можем???" (Он-то у меня аскет просто потому, что ему реально все равно, какую дрянь есть, а не из превозмогательства. Ну есть такие люди с атрофированными вкусовыми пупырышками, которые дрянь от не-дряни не отличают...)
13.06.2018 в 16:23

Каждый вечер папа-кит феерически тупит. Если б только каждый вечер, если б только папа кит...
Огненный Тигр, а теперь следим за руками. Мне и тебе эта стратегия кажется недальновидной и неоправданной, по меньшей мере. Но она выгодна тем, кто сидит наверху. Народ, который занят выживанием и превозмоганием, не будет задавать неудобных вопросов про зарплату чиновников и станет обращать внимание на происходящее в стране и в мире. Больше того, при правильной пропаганде "лохи и дойные коровы" (разумеется, с точки зрения тех, кто их обманывает и доит) будут гордиться своей силой и превозмоганием и приосаниваться над неженками соседями, которые, если их обсчитали в магазине, пишут жалобу менеджеру, а если какой-нибудь чиновник потребовал взятку, идут и пишут заяву в прокуратуру.
Больше того, превозмогание становится чуть ли не карго-культом. Если ты превозмог и не жаловался, то имеешь право в собственных глазах на то, чтобы жить чуть лучше, чем остальные. Иногда оно принимает причудливые формы. Например, я сейчас всеми силами забиваю таракана имени "нельзя же просто так взять, решить проблему смены работы и не задолбаться в процессе". Я знаю, что думать так вредно и что в нормальной рабочей обстановке работа меняется сравнительно быстро и безболезненно. Но все равно - священное на право на задолбаться, доползти до финиша с высунутым языком и счастливой лыбой" ясделяль" впереди планеты всей. Безжалостная рука с дустом его догоняет, но все ещё отстаёт. Отсюда и последняя интерация: если ты сильно задолбался в процессе решения проблемы, то результат всецело твой, и ни одна падла не посмеет его отобрать, пусть для начала задолбается также. То, что реальность этому, мягко говоря, не соответствует, таракана не волнует. Он отрабатывает алгоритм.
13.06.2018 в 17:42

тварь, воспитанная книгами
Кодзю Тацуки Именно. А идея "никогда хорошо не жили, нечего и начинать" - очень вредная и дурная. И в какой-то мере неуважение к тем людям, кто добивались возможностей жить хорошо - те же лекарства создавали.

Амелия Б. Вот про карго-культ превозмогания замечательно сказано. "Ничего не проси у сильных, сами предложат и сами всё дадут", главное, молча выполнять свои обязанности и гордо улыбаться, как будто тебе легко. Угу, только говорит это Сатана.
Мне поэтому отдельно понравилось, что ценятся люди, прошедшие жёсткие иерархические структуры. Да, вопрос только в том, кем и почему ценятся. Да, люди, готовые молча терпеть, в некоторых случаях замечательно удобны - если разгребаться с тем, что они сломались, уже не тебе, если начхать, что по итогам этот сильный загибается где-то там.
13.06.2018 в 19:30

Каждый вечер папа-кит феерически тупит. Если б только каждый вечер, если б только папа кит...
Огненный Тигр, во-первых, говорит это Сатана, а во-вторых, кому говорит: женщине, с которой он вступил в сделку и обмануть её, в силу того, что выше него только Иешуа, ну как минимум западло. Ну нет инстанции, которая разгребла бы конкретно это нарушение трудового договора с нечистой силой.
Простыня Ивановна
13.06.2018 в 20:01

Ждет нас приказ - возвратиться к Владыке Небес; нам он себя проявить на земле не дает...
И если на тебя обратило внимание начальство, не проси у него ничего. Во-первых, этим ты ещё больше увеличишь власть над собой. Во-вторых, отношения просьбы в этой парадигме предполагают, что тот, у кого просят, сильнее того, кто просит. И что однажды услуга будет в той или иной степени возвращена.

...а иногда для этого не надо никакого концлагеря и никаких унижений. Достаточно крайне специфических отношений с семьей, когда ты не можешь ей доверять в самом значимом лично для тебя, потому что это значимое для них - слепое пятно, его просто не существует в природе, и никак нельзя донести эту свою необходимость. Даже не отрицательно оценивается - если бы...
Все остальное - только следствие этого недоверия. Как только я обособилась от матери, то мгновенно перешла с нею на позицию "мне от тебя не надо вообще ничего, поэтому все условия здесь диктую только я".
13.06.2018 в 20:08

тварь, воспитанная книгами
Амелия Б. Паззл сошёлся, огромное спасибо. И да, для Маргариты та же самая логика "я, герр лагерфюрер, благодарствую, но я непьющий" абсолютно логична - она во власти дьявола. Более того, она уже от него подарочек получила - в виде чудесного крема. Но когда человек живёт так постоянно, это, сорри за каламбур, ад - потому что все, включая самых близких, ставятся на место герра лагерфюрера. А дальше вполне логичный итог - силы организма выжигаются. И человек не осознаёт, что он не в концлагере, что уйти из ситуации можно.
13.06.2018 в 20:23

Ждет нас приказ - возвратиться к Владыке Небес; нам он себя проявить на земле не дает...
Огненный Тигр А вот теперь пусть сойдется еще один паззл: если таки-да человек живет именно так - сколько раз его кинули в детстве свои же??? Не занимались, как сейчас модно говорить, абьюзом, не манипулировали им - а именно сколько раз обманули доверие, нанесли удар в спину там, где он его ждать не ждал???
13.06.2018 в 20:26

Каждый вечер папа-кит феерически тупит. Если б только каждый вечер, если б только папа кит...
Огненный Тигр, о, ещё забыла сказать: у Маргариты до этого полгода полнейшей неизвестности и незнания того, что случилось с Мастером. Эот деятель свалил без шапки в ночь холодную, ничего никому не сказав. Полгода неизвестности, когда ни сотовых телефонов, ни фейсбучика и тентакля в помине нет. Случись что, Маргариту даже на опознание не позовут, так как она формально Мастеру никто. И на сделку она соглашается только ради того, чтобы узнать о судьбе любимого человека. А когда Маргарита думает, что её обманули, из-за всех сил держит придворное лицо, а мысленно собирается пойти и утопиться в Москва-реке. И попросить в этой ситуации значит доставить дополнительное удовольствие тому, кто ей уже воспользовался (а она полагала, что контракт двусторонний) и кто её уже обманул. То есть фразу очень сильно вырвали из контекста, не подумав, о чем она.

Кодзю Тацуки, да, вы правы. И такое, к сожалению, бывает.
13.06.2018 в 20:31

тварь, воспитанная книгами
Кодзю Тацуки Логично, что на пустом месте такое не заводится. Как, собственно, любое поведение, вытекающее из травмы.
08.07.2018 в 20:51

Кошке приятно доброе слово, идеальной - Благая Весть (с)
Сильный - тот, кто берет на себя, КОГДА УЖЕ СТРЯСЛОСЬ. А как иначе-то можно, если уже стряслось? Ну, если я относительно цел и адекватен по итогам.

А еще все эти "не стыдно быть слабым", это "не стыдно быть мной". Т.е любым человеком со своими проблемами и болячками. Потому что быть здоровым и богатым, не вопрос, круче, чем наоборот, но на деле-то получается не у всех, а главное, иногда случается так, что здоровье внезапно девается. И приходится привыкать как-то жить с новыми возможностями, которых существенно меньше.
Это не отменяет необходимости шевелиться когда-если стряслось, да и вообще шевелиться, но порой сложно убедить голову, что теперь - или в нынешнем состоянии, пока оно такое, уже не стоит тащить все то, что должен бы тот самый здоровый герой, которым так хочется быть.

Здесь мне еще видится Хорни с ее описанием образа идеального себя, который невольно придумывает себе невротик. И да, порой стыднее признать, что я, увы, не он, возможности мои не безграничны, нежели убиться, пытаясь тащить то, что не в силах.

Возможно, именно поэтому считается, что нужно быть сильным-который-может-всё - потому что он героически делает все и за всех и не жалуется. Потому что удобно, когда это самое все кто--нибудь делает и сам себя подгоняет.
08.07.2018 в 21:18

тварь, воспитанная книгами
Хильдико_Вильнюс Вот да. Потому что можно тысячу раз придумать себе идеального себя, но в ситуации есть ты - реальный. И если ты вместо решения проблемы старательно загоняешь её под ковёр, потому что "у сильных такого не бывает, а я - сильный", это вылезет куда худшим вариантом.
07.10.2018 в 21:38

Хочу ли я? Могу ли я? Ордалия!
По-настоящему сильные люди не занимаются фаллометрией и не самоутверждаются за чужой счёт.
Сорри за некрокоммент, но по-настоящему сильные люди могут быть каким угодно, и фаллометрией заниматься, и буллингом, и полы больным людям мыть. Сильный человек может как быть мудаком, так и не быть им. Равно как и слабый. А то выйдет, что сильного человека мы определяем как сильного только если он не делает того и этого, а если делает, то мы его этого звания лишаем. Как говорил по другому поводу герой Пелевина, это всё равно, что измерять линейку самой линейкой.

Эот деятель свалил без шапки в ночь холодную, ничего никому не сказав.
*даже булькнула от неожиданности* ничего себе эвфемизм для ареста.
24.12.2018 в 01:12

Серый лебедь в тигровой шкуре
Про "Никогда ничего не просите" -читать дальше

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии