тварь, воспитанная книгами
Мне очень любопытен феномен поклонения предкам. Не тот, который исторический и теологический, а вполне современный интернетский. Речь о частом аргументе в разных дискуссиях - а что бы сказали ваши предки на то, что вы... (разводитесь, носите такую одежду и такие причёски, так проводите время, загораете в голом виде, итд, итп).
Опустим зачастую очень наивные взгляды на прошлое - некоторые аргументаторы свято уверены, что, к примеру, наркотики, купание в голом виде, адюльтеры и странная манера украшать себя появились исключительно в наше прогнившее время, а до того всё было невинно и благостно. Интереснее другое - почему-то они уверены, что наши предки априори очень суровые, скромные в быту, правильные в личной жизни люди, которые обязательно осудят своих развращённых потомков. Язычницы Матрёны из хелависиной песни в предках быть не может. Цветаевского "Какой-то прадед мой был скрипач, наездник и вор при этом" тоже. Никто из них не мог быть, к примеру, членом какой-нибудь секты или действительно добывать себе пропитание чем-нибудь противозаконным. Хотя логичнее, что среди предков попадаются очень разные люди, с самими разнообразными представлениями о прекрасном и правильном, так что кому-то наша жизнь покажется дурной, а кому-то замечательной.
Ну ладно, учитывая, что количество предков у нас большое, займёмся отбором нужных. Оставим в стороне всех людей недостаточной моральной чистоты. Пожалуй, отодвинем и совсем первобытных, а заодно принадлежавших к очень уж далёким для нас цивилизациям (в конце концов, насколько хорошо мы знаем, чья кровь течёт в наших жилах?). По другой причине, возможно, придётся отодвинуть самых близких предков - тех, кто века двадцатого. Их мы обычно более-менее знаем, так что в облик почитаемого предка они укладываются с трудом. Да и наша жизнь вряд ли так уж бы их шокировала. Но можно отобрать из наших предков из семнадцатого-восемнадцатого-девятнадцатого века тех, кто совпадёт с нужной картинкой.
Что ж, посмотрим на них. Наверняка у них найдётся что-то такое, от чего нас будет слегка передёргивать. Жестокость в семье, воспитание детей подзатыльниками и розгами, гигиенические нормы, которые проще назвать их отсутствием, суеверия, мало связанные не то, что с логикой, но и с нормальным христианством, отношение к книгам и учёности, как к барским вытребенькам. Если эти предки - из крепостной деревни, то там вообще может быть много интересного, что для них если не хорошо, то привычно и нормально. Но если я со своей позиции человека нашего времени начну их осуждать, то меня, вполне справедливо, отругают, что я не понимаю их условий, что у них не было всех наших удобств. С другой стороны, если я в своём двадцать первом веке буду жить их мерками - в том числе гигиеническими, меня тоже, мягко говоря, не поймут. От нас всё же ждут уровня чистоты повыше, чем в тех крестьянских избах. Внимание, вопрос: если все понимают, что нельзя сравнивать одно с другим, что нельзя судить восемнадцатый век нормами двадцать первого, то почему людей из того времени пытаются делать "судьями" для нас?
А любителей аргументировать к предкам очень хочется обязать перенять что-то из того времени. К примеру, ходить в лаптях. Или питаться только тем, чем питались эти самые предки. Любите вставать в позу "а вот раньше на реке стирали" - стирайте, господа. Только сами.
Опустим зачастую очень наивные взгляды на прошлое - некоторые аргументаторы свято уверены, что, к примеру, наркотики, купание в голом виде, адюльтеры и странная манера украшать себя появились исключительно в наше прогнившее время, а до того всё было невинно и благостно. Интереснее другое - почему-то они уверены, что наши предки априори очень суровые, скромные в быту, правильные в личной жизни люди, которые обязательно осудят своих развращённых потомков. Язычницы Матрёны из хелависиной песни в предках быть не может. Цветаевского "Какой-то прадед мой был скрипач, наездник и вор при этом" тоже. Никто из них не мог быть, к примеру, членом какой-нибудь секты или действительно добывать себе пропитание чем-нибудь противозаконным. Хотя логичнее, что среди предков попадаются очень разные люди, с самими разнообразными представлениями о прекрасном и правильном, так что кому-то наша жизнь покажется дурной, а кому-то замечательной.
Ну ладно, учитывая, что количество предков у нас большое, займёмся отбором нужных. Оставим в стороне всех людей недостаточной моральной чистоты. Пожалуй, отодвинем и совсем первобытных, а заодно принадлежавших к очень уж далёким для нас цивилизациям (в конце концов, насколько хорошо мы знаем, чья кровь течёт в наших жилах?). По другой причине, возможно, придётся отодвинуть самых близких предков - тех, кто века двадцатого. Их мы обычно более-менее знаем, так что в облик почитаемого предка они укладываются с трудом. Да и наша жизнь вряд ли так уж бы их шокировала. Но можно отобрать из наших предков из семнадцатого-восемнадцатого-девятнадцатого века тех, кто совпадёт с нужной картинкой.
Что ж, посмотрим на них. Наверняка у них найдётся что-то такое, от чего нас будет слегка передёргивать. Жестокость в семье, воспитание детей подзатыльниками и розгами, гигиенические нормы, которые проще назвать их отсутствием, суеверия, мало связанные не то, что с логикой, но и с нормальным христианством, отношение к книгам и учёности, как к барским вытребенькам. Если эти предки - из крепостной деревни, то там вообще может быть много интересного, что для них если не хорошо, то привычно и нормально. Но если я со своей позиции человека нашего времени начну их осуждать, то меня, вполне справедливо, отругают, что я не понимаю их условий, что у них не было всех наших удобств. С другой стороны, если я в своём двадцать первом веке буду жить их мерками - в том числе гигиеническими, меня тоже, мягко говоря, не поймут. От нас всё же ждут уровня чистоты повыше, чем в тех крестьянских избах. Внимание, вопрос: если все понимают, что нельзя сравнивать одно с другим, что нельзя судить восемнадцатый век нормами двадцать первого, то почему людей из того времени пытаются делать "судьями" для нас?
А любителей аргументировать к предкам очень хочется обязать перенять что-то из того времени. К примеру, ходить в лаптях. Или питаться только тем, чем питались эти самые предки. Любите вставать в позу "а вот раньше на реке стирали" - стирайте, господа. Только сами.
John Slow Это меня тоже очень изумляет. Казалось бы, если ты такой верный предкам - ну живи, как амиши. Так нет жеж.
Ramine, Reine des souris И ладно бы, если б человек сам эту условную связь поддерживал, "я из таких-то, поэтому я делаю вот это, а не делаю вот то". Пока это в рамках УК - да ради Осириса. Тоже самоидентификация. Но когда мне пытаются навязать такую связь со стороны, получается занятно.
Я бы назвала это совсем другим словом.
Vento Notturno Именно. Отказываться от преимуществ нашего времени они как-то не спешат. Но тут же возводят в идеал прошлое.
При этом я не могу сказать, что у бабушки не было возможности научиться грамоте. Разумеется, была, потому что бабушка жила при Советской власти, а в это время учиться могли все. Больше того, её муж, то есть мой дедушка, был учителем истории; захотела бы - научилась бы у него. Но ей это было нафиг не надо. Скандалить с ним каждый день было гораздо приятнее.
Моя мать время от времени пыталась вдолбить мне, что вот это и есть идеал добропорядочности, но как-то, похоже, сама в это не очень верила, ибо от такой мамаши она в 14 лет сбежала поступать в техникум в другой город, а потом удрала в Москву в институт, и назад в патриархальную деревню потом отнюдь не рвалась.
Даже амиши признают некоторую сельхоз технику и могут иметь одну телефонную станцию на общину. Ну, и амиши амишам рознь, у них тоже есть кто-то совсем по заветам предкам, кто-то помягче...
Но да, все так хотят заветы предков, будто сто лет назад тут не под 90% было крестьян, чьими потомками эти любители заветов и являются
Потому что у них такие родители? Иногда жертвам родительских нотаций везёт узнать (например, найдя школьный диплом родителей и выяснив, что учились они отнюдь не на пятёрки), что родители сами хороши, но даже это не спасает, ведь всегда есть аргумент «а ты не повторяй моих ошибок».
И только единственный человек, в котором я сама не вижу изъянов - бабушка по матери - никогда не попрекал меня родством с другой половиной моей крови. Что само по себе о многом говорит
А тут давайте все-таки не будем путать понятия. Если продолжить слова песни - "и мальчишкам тем нельзя ни солгать, ни обмануть", т.е. предки имеют право судить потомков в том, что и по меркам САМИХ ПОТОМКОВ считается однозначно неблаговидным деянием.
И в этом плане мне несколько странно видеть наркотики в одном ряду с разводами и купанием голышом. Все-таки наркомания - несколько не то, что можно понять и простить, и даже если кого-то подсадили на наркотики силой, это смягчающее обстоятельство, но отнюдь не повод не лечиться.
Ну пусть хоть на таком уровне живут - не есть того, что предки не ели, всякими чудесами техниками пользоваться ровно по делу, а не развлечения для. Пусть приблизятся к сияющему образцу.
Фереште Потому что у них такие родители? Иногда жертвам родительских нотаций везёт узнать (например, найдя школьный диплом родителей и выяснив, что учились они отнюдь не на пятёрки), что родители сами хороши, но даже это не спасает, ведь всегда есть аргумент «а ты не повторяй моих ошибок».
О да, страшная сила. Но когда знаешь, что родители не идеальны, у их нотаций уже другой вес.
irene-dragon Ну вот да, ровно с той же логикой, с какой интернет-консерваторы делают идеал из неграмотных крестьян и прочих предков. Ведь понятно, что не были эти люди такими уж прилизанными, как на картинке. Людьми они были.
Оййй да. Тут страшная штука может получиться - когда на человека сразу навешивают долг. Вроде бы хотели как лучше, дать моральный идеал, а получается "достоин ли ты, тварь дрожащая, жить, пыль под ногами героев?"
Кодзю Тацуки Да мне тоже довольно просто - очень кучерявое родство плюс знание истории, то есть я как-то довольно рано понял, что всегда можно найти тех предков, кому ты вполне нормален и замечателен.
И в этом плане мне несколько странно видеть наркотики в одном ряду с разводами и купанием голышом. Все-таки наркомания - несколько не то, что можно понять и простить, и даже если кого-то подсадили на наркотики силой, это смягчающее обстоятельство, но отнюдь не повод не лечиться.
Наркотики тут в одном ряду ровно в одном плане - люди считают, что до двадцатого века наркотиков не было. Вообще. Саму по себе наркоманию я не оправдываю ну никак.
Хонор Харрингтон Уййй, насчёт прививок и родов - да, тысячу раз да. Бесит непередаваемо. Очень хочется брать человека и тыкать носом в статистику. И заодно в то, как быстро многие болезни убивают, если не лечить современными средствами.
Каждый раз я невольно задумываюсь: вот я в своих жилах могу смело насчитать от пяти до семи разных народов. И к X каких предков мне возвращаться, а также почему мне стоит отдавать предпочтение предкам десятого века перед предками девятнадцатого или двадцатого?
А насчет предков и прочего... Неа, неохота. Не потому что плохи даже, а с чего? Есть моральные константы общего толка, помимо предковской конкретики.
Еще одна проблема - люди очень плохо себе представляют, как реально жили предки. Те, кто сейчас требует семейных скрепов, почему-то апеллируют к все той же нуклеарной семье, разве что еще призывая родителей не забывать, но это уж никак не стиль жизни наших далеких предков, кем бы они ни были (а кстати - кем они были?). С остальным все совсем тяжело. Та же наркомания сейчас и веке в девятнадцатом - это очень разные наркомании, и наши предки нам ничем бы не помогли, потому что имели совсем другие представления о том, что плохо и что хорошо. И эти представления не устроили бы даже самого консервативного консерватора.
К тому же радетели за скрепы, как правило, имеют об этих самых скрепах вообще крайне печальное представление. Например, однажды ребёнок пришёл из школы беспредельно озадаченным: ему задали принести в школу алфавит, которым пользовались наши предки до Кирилла и Мефодия. Ребёнков папа пожал плечами и распечатал ему футарк. Ибо пользовались. Причём конкретно ребёнковы предки. А что они хотели от ребёнка, которого зовут Артур Вагнер?