тварь, воспитанная книгами
Мне очень любопытен феномен поклонения предкам. Не тот, который исторический и теологический, а вполне современный интернетский. Речь о частом аргументе в разных дискуссиях - а что бы сказали ваши предки на то, что вы... (разводитесь, носите такую одежду и такие причёски, так проводите время, загораете в голом виде, итд, итп).
Опустим зачастую очень наивные взгляды на прошлое - некоторые аргументаторы свято уверены, что, к примеру, наркотики, купание в голом виде, адюльтеры и странная манера украшать себя появились исключительно в наше прогнившее время, а до того всё было невинно и благостно. Интереснее другое - почему-то они уверены, что наши предки априори очень суровые, скромные в быту, правильные в личной жизни люди, которые обязательно осудят своих развращённых потомков. Язычницы Матрёны из хелависиной песни в предках быть не может. Цветаевского "Какой-то прадед мой был скрипач, наездник и вор при этом" тоже. Никто из них не мог быть, к примеру, членом какой-нибудь секты или действительно добывать себе пропитание чем-нибудь противозаконным. Хотя логичнее, что среди предков попадаются очень разные люди, с самими разнообразными представлениями о прекрасном и правильном, так что кому-то наша жизнь покажется дурной, а кому-то замечательной.
Ну ладно, учитывая, что количество предков у нас большое, займёмся отбором нужных. Оставим в стороне всех людей недостаточной моральной чистоты. Пожалуй, отодвинем и совсем первобытных, а заодно принадлежавших к очень уж далёким для нас цивилизациям (в конце концов, насколько хорошо мы знаем, чья кровь течёт в наших жилах?). По другой причине, возможно, придётся отодвинуть самых близких предков - тех, кто века двадцатого. Их мы обычно более-менее знаем, так что в облик почитаемого предка они укладываются с трудом. Да и наша жизнь вряд ли так уж бы их шокировала. Но можно отобрать из наших предков из семнадцатого-восемнадцатого-девятнадцатого века тех, кто совпадёт с нужной картинкой.
Что ж, посмотрим на них. Наверняка у них найдётся что-то такое, от чего нас будет слегка передёргивать. Жестокость в семье, воспитание детей подзатыльниками и розгами, гигиенические нормы, которые проще назвать их отсутствием, суеверия, мало связанные не то, что с логикой, но и с нормальным христианством, отношение к книгам и учёности, как к барским вытребенькам. Если эти предки - из крепостной деревни, то там вообще может быть много интересного, что для них если не хорошо, то привычно и нормально. Но если я со своей позиции человека нашего времени начну их осуждать, то меня, вполне справедливо, отругают, что я не понимаю их условий, что у них не было всех наших удобств. С другой стороны, если я в своём двадцать первом веке буду жить их мерками - в том числе гигиеническими, меня тоже, мягко говоря, не поймут. От нас всё же ждут уровня чистоты повыше, чем в тех крестьянских избах. Внимание, вопрос: если все понимают, что нельзя сравнивать одно с другим, что нельзя судить восемнадцатый век нормами двадцать первого, то почему людей из того времени пытаются делать "судьями" для нас?
А любителей аргументировать к предкам очень хочется обязать перенять что-то из того времени. К примеру, ходить в лаптях. Или питаться только тем, чем питались эти самые предки. Любите вставать в позу "а вот раньше на реке стирали" - стирайте, господа. Только сами.
Опустим зачастую очень наивные взгляды на прошлое - некоторые аргументаторы свято уверены, что, к примеру, наркотики, купание в голом виде, адюльтеры и странная манера украшать себя появились исключительно в наше прогнившее время, а до того всё было невинно и благостно. Интереснее другое - почему-то они уверены, что наши предки априори очень суровые, скромные в быту, правильные в личной жизни люди, которые обязательно осудят своих развращённых потомков. Язычницы Матрёны из хелависиной песни в предках быть не может. Цветаевского "Какой-то прадед мой был скрипач, наездник и вор при этом" тоже. Никто из них не мог быть, к примеру, членом какой-нибудь секты или действительно добывать себе пропитание чем-нибудь противозаконным. Хотя логичнее, что среди предков попадаются очень разные люди, с самими разнообразными представлениями о прекрасном и правильном, так что кому-то наша жизнь покажется дурной, а кому-то замечательной.
Ну ладно, учитывая, что количество предков у нас большое, займёмся отбором нужных. Оставим в стороне всех людей недостаточной моральной чистоты. Пожалуй, отодвинем и совсем первобытных, а заодно принадлежавших к очень уж далёким для нас цивилизациям (в конце концов, насколько хорошо мы знаем, чья кровь течёт в наших жилах?). По другой причине, возможно, придётся отодвинуть самых близких предков - тех, кто века двадцатого. Их мы обычно более-менее знаем, так что в облик почитаемого предка они укладываются с трудом. Да и наша жизнь вряд ли так уж бы их шокировала. Но можно отобрать из наших предков из семнадцатого-восемнадцатого-девятнадцатого века тех, кто совпадёт с нужной картинкой.
Что ж, посмотрим на них. Наверняка у них найдётся что-то такое, от чего нас будет слегка передёргивать. Жестокость в семье, воспитание детей подзатыльниками и розгами, гигиенические нормы, которые проще назвать их отсутствием, суеверия, мало связанные не то, что с логикой, но и с нормальным христианством, отношение к книгам и учёности, как к барским вытребенькам. Если эти предки - из крепостной деревни, то там вообще может быть много интересного, что для них если не хорошо, то привычно и нормально. Но если я со своей позиции человека нашего времени начну их осуждать, то меня, вполне справедливо, отругают, что я не понимаю их условий, что у них не было всех наших удобств. С другой стороны, если я в своём двадцать первом веке буду жить их мерками - в том числе гигиеническими, меня тоже, мягко говоря, не поймут. От нас всё же ждут уровня чистоты повыше, чем в тех крестьянских избах. Внимание, вопрос: если все понимают, что нельзя сравнивать одно с другим, что нельзя судить восемнадцатый век нормами двадцать первого, то почему людей из того времени пытаются делать "судьями" для нас?
А любителей аргументировать к предкам очень хочется обязать перенять что-то из того времени. К примеру, ходить в лаптях. Или питаться только тем, чем питались эти самые предки. Любите вставать в позу "а вот раньше на реке стирали" - стирайте, господа. Только сами.
"да мне проще вызывать проституток, покупать полуфабрикаты и раз в неделю приглашать домработницу, чем жениться",
Ну и... в чём тогда вообще вопрос? Человек нашёл наиболее удобный способ жить, это ведь прекрасно!
Акша Таквааш Именно. И так занятно, когда в этом звучит явный подтекст "Вот сейчас вы все, бабы, должны ущемиться и кинуться меня обихаживать, доказывая, что нет, жена и в постели круче проститутки, и готовит замечательно, и каждый день будет квартиру канифолить". А с чего бы это?
plavno.diary.ru/p215666691.htm
Забавно получается в итоге, что для задачи "ребёнок должен быть хотя бы жив, одет и накормлен" нужно минимум 5 человек, а для нынешней задачи "вырастите маленького Эйнштейна" - 1 человек (ну два, если папа есть и занимается не только зарабатыванием денег). Для такого надо было не мультиварки с посудомойками изобретать, а крутых роботов-нянь из НФ.
Кодзю Тацуки, кстати, да, такой вариант мало у кого есть теперь.
И детских садов с яслями, куда можно было бы в экстренных ситуациях отвести ребёнка тоже как-то нет в эпоху крутой быттехники (даже таких жутких, вроде того из истории по ссылке, где дети умирали из-за нехватки персонала), потому что в 90-е почти всё распродали под офисы.
Вот сейчас вспомнила, как один мужик описывал историю своего недавнего переезда в Новосибирск (точнее в Кольцово):
Есть много детских садов. Но что самое прикольное, часто вижу, как парочка молодых женщин ведет гуськом 6-8 ребятишек. Вероятно, мест в детских садиках не хватает и мамочки объединяются в домашние детские сады. Но, судя по тому, что он описывает, там хоть есть кому объединятся, потому что много молодых семей, у многих не меньше двоих детей.
Ну а я-любимая... мне в 11 лет не слабо было сесть в автобус и проехать 25 км от Лыткарина до Москвы, чтобы посмотреть станции метро, которых я еще не знаю, и поесть брусничного мороженого в крутом кафе Север. А в деревне - отмахать на велосипеде 9 км до соседнего села через лес просто для, э-э, фитнесу
Если о себе, то из города в одиночку не уезжал, а вот по Риге мотался довольно спокойно. На даче бегали от дачного посёлка до станции, вернее, до магазина возле этой станции за всякими вкусностями и посмотреть на кавказских овчарок (там у одного дома был вольер, а в нём собаки). Тоже через лес, мимо заброшенного дачного посёлка (там были дачи советских военных, после независимости, когда армия ушла, тот посёлок так и заглох). Ну и к другим дачным посёлкам мотались, и в лесу ягоды собирали. Чаще компанией, но если друзья-приятели не хотели, то и в одиночку тоже. Или собаку брал с собой, или просто так.
Вот именно
Нас мать с полугодовалого возраста (или раньше?) одну в комнате запирала с игрушками и шла за молоком очередь стоять. Нашей коллеге в пять лет её мать объясняла, что "если бабушка ляжет, глаза закроет и дышать перестанет, ты не пугайся и её не тереби, а позвони в дверь к соседке". Ну ладно, не от хорошей жизни. В пять лет ученица матери (подросток) с запиской забирала нас из садика и отводила домой, а ключ от квартиры обратно матери приносила. И мы находились в доме совершенно одна до самого прихода родителей с работы. Да, и тёмными зимними вечерами тоже. И чо? И ничо. В шесть лет в детсад топали уже самостоятельно, отец только до полдороги провожал. В 7-8 лет ходили за хлебом и молочкой, и нас ругали, если мы возвращались с пустыми руками, обойдя всего 3 магазина. А продуктовые магазины в СССР по городу один не квартал строились...)) С 9-10 лет нас регулярно оставляли с младенцами-племянниками с утра до вечера, да и во двор ребятишки гулять выходили нередко с "довесками" из 3-5-летних братьев или сестёр. И это считалось в порядке вещей - оставлять младших детей на старших.
...Подростковые ватаги в 90-х, к слову, и сами взрослых мужчин порой били и грабили... несамостоятельные детишки, ога.
А самостоятельность наших родителей в их детстве? Мать в начальную и среднюю школу ходила с ватагой ровесников - за 5 км в соседнее село. Да, зимой к первой смене тоже. Пешком через поля. Только в совсем уж пургу класса до 3-го бабушка её не пускала. Совсем малышей, бывало, трактор подвозил, который дорогу от снега расчищал, а более старшие за ним так шли... ну и обратно тоже, разумеется. Ничего так, ага?))) Компанией на реку купаться ходили, друг за другом присматривали. А теперь родители за детьми по мобиле следят, куды ходило, с кем говорило и почему не отзвонилось в назначенное время.