тварь, воспитанная книгами
В Дайри Бесте всплыл из архива мой пост про "моральные ситуации" и реального альпиниста. Тигр пошёл посмотреть, что там была за дискуссия, почитал и кое-что даже впечатлило.
Во-первых, сильно порадовало возмущение, мол, тут у нас моральная дилемма, а пришёл альпинист и всё опошлил. К реальным горам это отношения не имеет, но заранее прорешать подобные моральные задачки полезно для реальной жизни. Мол, а то как же человек поймёт, что нельзя всегда оставаться чистеньким, иногда надо жертвовать... Вот не уверен я, что заранее убедиться, что жертвовать другими нормально, реально полезно, особенно для оказавшихся рядом с убеждённым других.
Особенно впечатлил пример, мол, я понимаю, что эти задачки неприятны, меня в детстве тоже дёргало, когда мама говорила, что в случае войны или голода наш кот пойдёт в еду. Милое воспитание, что уж там. Лично мне всегда казалось, что война или голод сами по себе неплохо сдвигают приоритеты. А в нормальной жизни есть разница между животным, которое пойдёт в еду, и животным, которое домашний любимец (или помощник, не суть, но главное - не съедобный). Такие нормы и табу у нашего племени, в смысле, общества. Попытаться их заранее ослабить, не дожидаясь наступления трындеца, конечно, можно, но зачем? А то ведь в голод и людей ели, и воровали, но вряд ли мама говорила дочке, мол, вот придёт голодуха, съедим соседа дядю Васю или ограбим соседний магазин. Когда пойдёт речь о выживании семьи, может случиться и то, и другое. Но заранее-то на кой?
Собственно, это и есть моя главная претензия к данным ситуациям - что они заранее навязывают экстремальное решение как нормальное и правильное. Ещё порадовали выпады в сторону реального альпинизма, мол, там и про страховку забывают, и группы гибли, пытаясь спасти одного, и вообще, не будем же мы утверждать, что это совсем безопасный вид спорта. Ага, небезопасный. Но если заранее подходить с такой точки зрения, то страховка вообще идиотская штука, которую ввели чисто на поиздеваться. Каждый сам лезет, а сорвался - знакомься с законом всемирного тяготения. И никаких моральных дилемм у группы, да и группа становится весьма условным понятием. Но почему-то придумали и страховку, и самостраховку (которая тоже с расчётом на то, что ты продержишься, пока тебя не вытянут).
Ну и главная прелесть - Тигр наконец-то понял, как некоторые определяют нереалистичность хэппи-эндов. Оказывается, всё просто: если у героя получилось всех спасти (не важно, сколько труда, стараний, дипломатии и нервов понадобилось), то это глупо, нереалистично и ваще сказочка. Уж больно прекрасен был один из комментариев: "Как же все радуются, что пришёл альпинист, всех спас и вытащил, смерти нет, альпинизм безопасен". Ну и по мелочам, насчёт Бэтмена с волшебной палочкой и любителей лёгких решений.
Тигр так представил это висение на самостраховке с попытками помочь висящему внизу товарищу, и что-то не показалось оно ему лёгким. С точки зрения затраченного времени и усилий полоснуть по ремню как-то проще. Волшебных палочек, левитаций и джамп-паков вроде бы не предлагалось. Но видимо, даже если ты несколько часов провисишь на этой страховке, пока остальные вылезут и вытащат тебя с пострадальцем, это ни в счёт. Потому что смерть есть, а значит, поход без трупа - не поход.
Но всё-таки мне всё больше нравятся два старых анекдота: "Ты кому друг, мне или волку" и бессмертное "Нет тебе прав, дарагой, тормаз давить нада!"
Во-первых, сильно порадовало возмущение, мол, тут у нас моральная дилемма, а пришёл альпинист и всё опошлил. К реальным горам это отношения не имеет, но заранее прорешать подобные моральные задачки полезно для реальной жизни. Мол, а то как же человек поймёт, что нельзя всегда оставаться чистеньким, иногда надо жертвовать... Вот не уверен я, что заранее убедиться, что жертвовать другими нормально, реально полезно, особенно для оказавшихся рядом с убеждённым других.
Особенно впечатлил пример, мол, я понимаю, что эти задачки неприятны, меня в детстве тоже дёргало, когда мама говорила, что в случае войны или голода наш кот пойдёт в еду. Милое воспитание, что уж там. Лично мне всегда казалось, что война или голод сами по себе неплохо сдвигают приоритеты. А в нормальной жизни есть разница между животным, которое пойдёт в еду, и животным, которое домашний любимец (или помощник, не суть, но главное - не съедобный). Такие нормы и табу у нашего племени, в смысле, общества. Попытаться их заранее ослабить, не дожидаясь наступления трындеца, конечно, можно, но зачем? А то ведь в голод и людей ели, и воровали, но вряд ли мама говорила дочке, мол, вот придёт голодуха, съедим соседа дядю Васю или ограбим соседний магазин. Когда пойдёт речь о выживании семьи, может случиться и то, и другое. Но заранее-то на кой?
Собственно, это и есть моя главная претензия к данным ситуациям - что они заранее навязывают экстремальное решение как нормальное и правильное. Ещё порадовали выпады в сторону реального альпинизма, мол, там и про страховку забывают, и группы гибли, пытаясь спасти одного, и вообще, не будем же мы утверждать, что это совсем безопасный вид спорта. Ага, небезопасный. Но если заранее подходить с такой точки зрения, то страховка вообще идиотская штука, которую ввели чисто на поиздеваться. Каждый сам лезет, а сорвался - знакомься с законом всемирного тяготения. И никаких моральных дилемм у группы, да и группа становится весьма условным понятием. Но почему-то придумали и страховку, и самостраховку (которая тоже с расчётом на то, что ты продержишься, пока тебя не вытянут).
Ну и главная прелесть - Тигр наконец-то понял, как некоторые определяют нереалистичность хэппи-эндов. Оказывается, всё просто: если у героя получилось всех спасти (не важно, сколько труда, стараний, дипломатии и нервов понадобилось), то это глупо, нереалистично и ваще сказочка. Уж больно прекрасен был один из комментариев: "Как же все радуются, что пришёл альпинист, всех спас и вытащил, смерти нет, альпинизм безопасен". Ну и по мелочам, насчёт Бэтмена с волшебной палочкой и любителей лёгких решений.
Тигр так представил это висение на самостраховке с попытками помочь висящему внизу товарищу, и что-то не показалось оно ему лёгким. С точки зрения затраченного времени и усилий полоснуть по ремню как-то проще. Волшебных палочек, левитаций и джамп-паков вроде бы не предлагалось. Но видимо, даже если ты несколько часов провисишь на этой страховке, пока остальные вылезут и вытащат тебя с пострадальцем, это ни в счёт. Потому что смерть есть, а значит, поход без трупа - не поход.
Но всё-таки мне всё больше нравятся два старых анекдота: "Ты кому друг, мне или волку" и бессмертное "Нет тебе прав, дарагой, тормаз давить нада!"
А насчет Эвереста и спасать-не спасать есть гораздо более приближенный к реальной жизни вариант - спасение утопающих. У среднестатистического человека гораздо больше шансов и тонуть самому, и наблюдать за тем, как тонет другой. Кинется ли человек спасать утопающего - зависит не только от его моральных принципов, но и чисто от физических способностей. Я очень неплохо плаваю, тем не менее, спасать мужика, тонувшего довольно далеко от берега, не полез. Не потому, что я не считаю нужным рисковать собой ради других, а потому что моя физическая подготовка позволяет неплохо держаться на воде, я могу какое-то время протащить кого-то не очень большого и тяжелого (проверено), но больше своего веса против течения - вряд ли. Так что, ИМХО, рассуждать, что те, кто не полез спасать кого-то на Эвересте - эгоисты проклятые, не стоит. Просто те, кто полез и вытащил - очень хорошие люди с очень хорошей физ.подготовкой.
Большинство моральных барьеров у человека существуют именно для того, чтобы принимать в критической ситуации верное решение не тратя времени на размышления
Но вы же не станете утверждать, что эти моральные барьеры растут и подкрепляются благодаря подобным рефлексиями на тему "смог бы убить котенка/оставить умирающего на высоте 7000м" и т.п. Они прививаются родными, обществом, различными некритическими ситуациями во время работы и учебы, когда перед человеком стоит выбор - поступить по совести или как удобно самому, но уж никак не моральными дилеммами, которые человек перед собой ставит, сидя в кресле перед монитором.
Но это не значит, что он заранее готов бросить, он просто осознаёт, что не бог.
Именно.
Ну и, я так понимаю, количество неприятностей, с которыми ты всё же справился в тесте, тоже чего-то стоит.
Да, а вдруг выясниться, что с какой-то неприятностью ты справляешься хуже, чем с другими - можно ж потренироваться потом.
Именно. Но регулярно настоящим решением считают именно сделанное под дулом пистолета, после излучения, разбудившего агрессию, с долгой голодухи и так далее. Видимо, чтобы проще было доказывать, что все вокруг гады и сволочи.
Про Эверест - ППКС.
Нат Фламмер Логично. И мне кажется, что понтующиеся мальчики и девочки в ситуации трындеца не захотели бы, чтоб рядом оказались люди, заранее записавшие этих мальчиков и девочек в еду или тех, кого можно и нужно бросить. Другое дело, что такие товарищи свято уверены, что все на самом деле сволочи, хороших и моральных не бывает, поэтому надо заранее сорвать розовые очки, авось окажешься не самым слабым звеном.
Найотри А любителей заранее готовиться предавать - нафиг!
Знаешь, как я говорю таким "мамам"? Почему это "кота"? Говорите уже сразу - дядю Васю. Это ГОЛОД, какие тут могут быть полутона? А то получается, что тут читаем, тут не читаем, а тут рыбу заворачиваем? Если уже доводить до трындеца, то до полного, а не до половинчатого.
то это глупо, нереалистично и ваще сказочка.
Сколько упреков я получала в том, что у меня Мэрисьхи только потому, что не уродливые и умеют быть любимыми, нужными, желанными и оберегаемыми. Чтобы это была "не сказочка" - нужно чтобы страшная, неухоженная, грязная, пьяная, и лифчик на люстре висел.
Правильно! Ещё вопрос, кого ребёнку жальче будет - кота или соседа. А ещё надо говорить, что кожаную сумку, или сапоги, если реально кожаные, в случае голода можно сварить. И про поедание травы. А то получается, что тупо бьют по больному - по любимому зверику. Всё равно, что сказать, мол, будут холода и нищета, будем книги жечь. Если понадобится, может, и будут, но заранее-то нафига запугивать.
Сколько упреков я получала в том, что у меня Мэрисьхи только потому, что не уродливые и умеют быть любимыми, нужными, желанными и оберегаемыми. Чтобы это была "не сказочка" - нужно чтобы страшная, неухоженная, грязная, пьяная, и лифчик на люстре висел.
О да. Был замечательный пост насчёт "Сэйри-Му", антипода Мэри-Сью, могу ссылку кинуть. Там по этому хорошо проехались.
Хо-чу! Хо-чу! Не было бы - сама бы проехалась по этому явлению. Мне сейчас снова такую писать: родилась в семья Кайзера, нашла хорошего человека, счастлива, любима, врач-кардиолог, голубоглазая блондинка! Я уже боюсь и предвкушаю, потому что чтобы избежать наездов, ей надо быть лысой уродиной, тёлкой без образования и быть избиваемой гантелью!
А ещё надо говорить, что кожаную сумку, или сапоги, если реально кожаные, в случае голода можно сварить. И про поедание травы. А то получается, что тупо бьют по больному - по любимому зверику.
Бабуля моя с Кубани говорила, что так до котов у них в 33-ем и не дошло. Были "калачики" в траве, акация и рачки-дафнии в море.
Огненный Тигр, А затем запугивать, что это очень приятно. Когда твой ребенок бегает и плачет, напуганный. И насчет крайностей, действительно, хрена мелочиться? Во время голода в деревнях детей варили и ели, так можно еще круче напугать.
Нат Фламмер ГДЕ они в жизни видели такую правду? Они вообще жизнь то видели? Или действительно хотят и мечтают жить в придуманной ими ненаглядной чернухе?
Они тебе радостно ответят, что вот это и есть настоящее, а ты - идиот в розовых очках.
А затем запугивать, что это очень приятно. Когда твой ребенок бегает и плачет, напуганный.
Зашибенно приятно, угу. А заодно надо, действительно, рассказать, что и самого ребёнка запросто скушают. Пусть с младых ногтей приучается к правде жизни.
Была как то много лет назад история у нас, на о. Русском, там в воинской части солдаты умирали от голода, им не завозили продукты, время было такое... соответствующее. Так вот, ровно в это же время мы жили все лето на соседнем острове, ибо чтобы жить в городе у нас не было денег, и, разумеется, туда тоже нихрена не завозили. Так вот, мы специально ездили на острова ЕСТЬ. Ибо там эта еда бесплатно плавает, растет, ходит и летает. Наивные мы возмущались и думали, что садисты не выпускают солдатиков из казарм. Оказалось - нифига. Просто не местные и городские. Не знают, не умеют и не хотят. Неужели умирать с голоду легче, чем тупо хотя бы на отмелях мидий пособирать? Они, бля, там с ладонь размером! А у них даже было водолазное снаряжение! Так что видимо в "реальной жизни" я действительно хреново разбираюсь...
- Но у вас же была простая вода!
- Мадам, нам было не до мытья!
Лада Родина, К сожалению, водка по морю плавает довольно редко)
Пиво намного чаще)Приветствую всех в треде
Еще один интересный момент: народу в таких задачах предлагается поставить себя в положение того, кто будет записывать в еду или бросать, но никак не наоборот. А как бы звучала задача: "вы сорвались со скалы и летите мимо своей группы...", "кругом голод, а вы самый слабый..." ))
Хотя слышал я про дивный Синтоновский тренинг, в котором человека выгоняют из круга, и ему надо упросить остальных, держащих круг, чтобы его пустили внутрь. Не пустили - типа умер. Что в этом тренировалось, мне понять трудно, но ситуация, ИМХО, создавалась весьма мерзкая.
Ситуация мерзопакостная, да. Но в отличие от многих подобных задач, с такими ситуациями люди нередко сталкиваются в обществе.
Кстати, ситуация, в которую меня бесполезно ставить. Я априори считаю, что любая группа мне враждебна, и могу повести себя одним-единственным образом: захотите - пустите, не захотите - не надо, просить не буду. И способа заставить меня просить не существует, потому что весь мой жизненный опыт говорит об одном: попросил - не приобрел вообще ничего, но оброс кучей невыполнимых обязательств.
А так ведь гораздо интереснее!
У нас есть группа, настроенная человека убить (по условиям игры). И человек, который должен вымолить себе жизнь, доказать, какой он классный и хороший.
Выжить любой ценой, вплоть до предложения сексуальных услуг всей группе сразу. И при первой возможности всех перерезать.
Потому что причины нужны для того, чтобы убивать, а не чтобы не убивать.
Фереште угу, намного интереснее, и нервы щекочет лучше.
В том-то и дело, что дальнейшего развития событий со "всех перерезать" уже не предусматривается. А жаль.
А почему обязательно хороший? Там разве не предусмотрено варианта типа: "Ребятки, у меня есть на вас стопочка компромата, и если я его отнесу Куда Следует, ещё посмотрим, кто из нас умрёт. А если вы меня прирежете и нанятые мной товарищи вовремя не получат сигнала, компромат ещё быстрее окажется у Кого Следует?"?
upd. Аватарка сама выскочила.