тварь, воспитанная книгами
(На полях дискуссий о том, мёртв ли автор, на что имеет право читатель итд).
У меня такое ощущение, что в этих спорах зачастую смешиваются два понятия. Первое - это фактология текста. В ней автор царь и бог по определению, он знает, кто у него куда когда поехал, почему его там встретили так, а не иначе, что герой думал и что чувствовал. Если автор пишет, что герой Икс вступил в некую организацию по идеологическим соображениям, причём это говорится автором или достоверным источником изнутри текста, значит, так оно и было. И говорить, что Икс это сделал ради руководительницы организации - прекрасной Альфы или банально ради денег, означает говорить не про авторский текст, а про АУшный фанфик.
Понятно, почему идеи "автор сам не знает, что написал" или "автор был не прав, мне лучше знать" вызывает у писателей закономерное ВТФ. Именно автор знает, кто у него кого любил и из каких соображений что делать.
А вот моральная оценка поступков героев - это совсем другое дело. Автор может считать описываемую организацию героями, борющимися за правое дело, а читатель - смотреть на Икса, Альфу и прочих как на чокнутых фанатиков. (А вот приписать им алчность, если в тексте чётко показано бескорыстие всех участников дела, это уже чтение своими проекциями.) Или, к примеру, герой нарушает данное врагу слово. Автор считает, что он прав, потому что у нас тут вообще-то война, не до панских вытребенек с благородной честностью. Читатель имеет право считать, что данное слово (не вырванное под пыткой или шантажом, а именно добровольно данное) свято, и герой поступил подло. И вот тут автор и читатель действительно в определённом смысле равны, потому что тот факт, что человек написал книгу, не делает его знатоком высших истин и моральных ориентиров. Читатель имеет право любить одних героев и не любить других, и авторское мнение тут ему тоже не указ. (Опять же, речь не о нарушении фактологии и отбеливании тёмных героев, а о том, что герой нравится вот таким, какой он есть). Когда читателю кажется, что на этот его свободный выбор посягают, звучит закономерное уже читательское ВТФ. Потому что получается, что читать и обдумывать произведение вообще не надо, нужно зазубрить, кто там хороший, кто плохой, кто луч света, кто луч темноты.
В итоге и получается замечательная почва для холивара - с одной стороны автор, которому не нравится идея, что каждый мимокрокодил имеет право заявить, что "на самом деле" было в его произведении, мол, написал и свободен, мы тебя ещё и грязью сверху польём, что недодал, с другой стороны читатель, которому очень не хочется сидеть как школьник перед Марьиванной и узнавать, что он обязан думать и чувствовать по поводу героев. А это просто разные вещи.
У меня такое ощущение, что в этих спорах зачастую смешиваются два понятия. Первое - это фактология текста. В ней автор царь и бог по определению, он знает, кто у него куда когда поехал, почему его там встретили так, а не иначе, что герой думал и что чувствовал. Если автор пишет, что герой Икс вступил в некую организацию по идеологическим соображениям, причём это говорится автором или достоверным источником изнутри текста, значит, так оно и было. И говорить, что Икс это сделал ради руководительницы организации - прекрасной Альфы или банально ради денег, означает говорить не про авторский текст, а про АУшный фанфик.
Понятно, почему идеи "автор сам не знает, что написал" или "автор был не прав, мне лучше знать" вызывает у писателей закономерное ВТФ. Именно автор знает, кто у него кого любил и из каких соображений что делать.
А вот моральная оценка поступков героев - это совсем другое дело. Автор может считать описываемую организацию героями, борющимися за правое дело, а читатель - смотреть на Икса, Альфу и прочих как на чокнутых фанатиков. (А вот приписать им алчность, если в тексте чётко показано бескорыстие всех участников дела, это уже чтение своими проекциями.) Или, к примеру, герой нарушает данное врагу слово. Автор считает, что он прав, потому что у нас тут вообще-то война, не до панских вытребенек с благородной честностью. Читатель имеет право считать, что данное слово (не вырванное под пыткой или шантажом, а именно добровольно данное) свято, и герой поступил подло. И вот тут автор и читатель действительно в определённом смысле равны, потому что тот факт, что человек написал книгу, не делает его знатоком высших истин и моральных ориентиров. Читатель имеет право любить одних героев и не любить других, и авторское мнение тут ему тоже не указ. (Опять же, речь не о нарушении фактологии и отбеливании тёмных героев, а о том, что герой нравится вот таким, какой он есть). Когда читателю кажется, что на этот его свободный выбор посягают, звучит закономерное уже читательское ВТФ. Потому что получается, что читать и обдумывать произведение вообще не надо, нужно зазубрить, кто там хороший, кто плохой, кто луч света, кто луч темноты.
В итоге и получается замечательная почва для холивара - с одной стороны автор, которому не нравится идея, что каждый мимокрокодил имеет право заявить, что "на самом деле" было в его произведении, мол, написал и свободен, мы тебя ещё и грязью сверху польём, что недодал, с другой стороны читатель, которому очень не хочется сидеть как школьник перед Марьиванной и узнавать, что он обязан думать и чувствовать по поводу героев. А это просто разные вещи.
Возвращаясь к тому же "Горю от ума", я ей при проработке дома сразу сказала - Фамусова ты хорошо знаешь среди своих родственников, кто это? Она почти с ходу ответила - дед Миша (мой отец). И была абсолютно права, иерархия мотиваций там полностью идентичная. После чего ей не только чиновник двухсотлетней давности сделался ближе, но и ряд заскоков деда стал понятнее. А еще она сама, совершенно без моих пинков под ребра, сформулировала - выходит, Чацкий лет через 10 Фамусову еще спасибо скажет, что тот когда-то в него запихал некий объем того-сего, от знаний до контактов, при полном его противлении? Потому что имеет возможность персональными глазами наблюдать это в отношениях меня с моим отцом
Ну а насчет контекста своего времени в сочетании с вечностью типажа - тут опять же тонкая грань, которой вряд ли научишь на методике преподавания лит-ры. Во всяком случае, у меня ее чувство взялось отнюдь не с этих занятий.
И снова приходим к тому, к чему приходим: хорошее преподавание требует таланта, а профессия - массовая...
Боюсь, в готовом виде его нет нигде. Ни в классике, ни тем более в современности. Точнее, чтобы его вычленить, надо уже самому знать три четверти ответа на вопрос.
Но автор тем уже непрост,
Что задал этот нам вопрос...
Он дал ответ - а вы его проверьте!
Да, это ещё один классический сюжет — «в общем, все умерли».
Сейчас разве не обсуждает феминизм это явление - откуда берётся, как бороться с ним и с репутационными потерями его жертв?
Да, и на эту тему есть современные исследования, можно сразу их читать.
Или вот "Бесприданница" Островского - вся, целиком, про женщину, и тоже поднимаются вопросы, не до конца решённые ещё и сейчас - хотя сейчас ситуация, конечно, намного лучше.
Вот в том-то и дело: нерешённых вопросов и в жизни хватает, а я предпочитаю истории со счастливым финалом.
Огненный Тигр, Кстати, интересную тему подняли. Во-первых, классики про женщин тоже хватает, начиная с "Лисистраты".
Но это уже лишь небольшой процент и не самый известный.
Во-вторых, учитывая, что общество всё же изменилось, а так ли далеки для нас проблемы мужчин того времени?
Я не говорю, что они от нас далеки. Но герои книг всё равно мужчины.
Ну, знаете, были истории, когда женщина переодевалась в мужскую одежду и уходила из дома, и выдавала себя за мужчину, чтобы воевать, работать на доходной работе или делать ещё что-то, чего женщинам не разрешали? А сейчас так уже не делают, во всяком случае, в цивилизованных странах. И даже если женщина очень-очень захочет одну из немногих запрещённых профессий, она создаст петицию на чейндж-орг или что-то вроде того, а не побежит покупать утяжку и поддельный паспорт, потому что, ну, это дичь какая-то.
Когда я была младше, я себя легче ассоциировала с героями мужского пола. Сейчас... тоже могу, но я уже не забываю, что женщины — люди со своими желаниями, а не приз для героя. И я не хочу отключать эмпатию к женщинам, чтобы посочувствовать герою, у которого якобы несправедливо отобрали этот приз. Он бегал, подвиги совершал, а она тем временем ушла к другому, ууу, неблагодарная...
Я всё равно часто читаю про мужчин, но современное, где на вторых-третьих ролях нормальные женщины и нормальное к ним отношение. Сейчас даже в слэшных фанфиках нормальных женщин показывают! Вот уж чудеса прогресса.
А насчет героя, у которого отобрали приз... ну вот так сложилась моя многогрешная жизнь, что это у меня отбирали призы, а не я была призом
*задумчиво* а ведь классику с несчастными из-за тогдашних условий жизни героинями стоит освоить хотя бы для того, чтобы понять, за что (и против чего) боролись сто лет назад настоящие феминистки, а не нынешние радфемки с фемоптикой... Про мифы и эпос, где героини такого жару всем задают, что держись, лучше промолчу, это совсем замшелая древность же.
Мне казалось, что проблемы мужчин в классике не сводятся только к "неблагодарным призам". И почему ради того, чтобы ассоциировать себя с героем мужеска пола, надо отключить эмпатию к женщинам? Далеко не у всех героев она отсутствует. Навскидку, Жюль Верн, Вальтер Скотт, Диккенс тот же. Главные герои обычно мужчины, хотя не всегда, прекрасная Джини Динс тому примером, но назвать женщин призами у этих авторов у меня язык не поворачивается. Их могут таковыми считать окружающие, но это, скорее, характеризует окружающих, а не самих героинь.
Плюсом лично для меня никогда не было особой проблемой, с героем какого пола себя ассоциировать. Это всё равно не я - это человек другого времени, статуса, мирвоззрения итд. Более того, книга про женщину тоже может "радовать" лютой мизогинией, когда героиня - звезда, а остальные - курицы.
Тао2, так и я о том - классика позволяет хорошо щёлкать по носу любителей вздыхать про дивную старину. Потому что даже если у героини вроде как никакого трындеца в жизни не происходит, то всё равно видно, насколько мы свободнее. И по букве закона, и по нравам, и по всему.
Огненный Тигр, зацени: мы обсудили возможный контраргумент, а оппонентка именно его и выкатила!
Дариона, в такие моменты чувствуешь себя провидцем.
Мэлис Крэш, а с другой стороны, это не мешает современной читательнице сочувствовать женщинам из тех книг, видя эту несправедливость, это отношение. В конце концов, читать классиков не означает перенимать их взгляды на жизнь. Как пример из наших школьных уроков литературы - проходили мы лермонтовскую "Песнь о купце Калашникове". Алёна Дмитриевна там персонаж страдательный абсолютно. И учительница ещё и сама подчеркнула, что вот она - традиционная семья, традиционное общество. К честной замужней женщине (ничем себя до этого не ославившей) на улице пристаёт статусный мужик - и соседушки даже не просто попрятались по домам, чтобы не цапаться с опричником, а смотрят на эту картину в калитку, показывают пальцами и смеются. Женщина, еле вырвавшись от "поклонника", прибегает домой, и там она кидается мужу в ноги и просит прощения за то, что к ней приставали. К счастью, муж добрый, он жене верит и за неё заступается. Повезло, так сказать. Могло не повезти. Ну и наконец, когда собирается семейный совет решать, что делать, Алёну Дмитриевну никто туда не пускает. Её муженёк советуется только со своими братьями. При этом, семейная иерархия видна и в том, что младшие братья сходу соглашаются со старшим, но их хотя бы спросили. Ах да, ещё вишенка на тортике - акцент ставится не на ужасе, который пережила женщина, а на оскорблённой чести мужа, семьи.
При этом герой вполне хороший и положительный, жену выслушал, поверил, встал на защиту. Более того, перед смертью он наказывает жене "меньше печалиться", не требует какого-то сурового вдовьего самоотречеия. При этом Лермонтов достаточно выразительно описывает несчастную Алёну Дмитриевну, чтобы вызвать к ней сочувствие.
Делает ли это её интересным персонажем? Да ни разу. Можно ли на основе этого задуматься не только о том, какой трэш творился при Иване Грозном, но и о том, какая гадость это ваше традиционное общество? Да и ещё раз да. Там же замечательно показано бесправие женщины. У героини есть муж, и он встаёт на её защиту. Будь она одинокой сиротой или вдовой, кто бы за неё заступился? Соседушки? Более того, окажись муж трусливее или подлее, на бедную женщину так бы и показывали пальцами, ато ещё и от мужа бы получила как развратница, опозорившая семью.
Вот по этой по самой причине мне в целом ряде случаев при чтении ничего не стоит категорию пола просто инвертировать, причем у обоих персонажей. Мало того, очень-очень долго не получалось понять, почему другие женщины так не могут...
Ну и что это как не ломиться в открытую дверь?
А насчёт выкатывания - тю, я и про себя могу так сказать. (Но если оппонентка - это лично вы, и я просто не признала вас под маской, то лично про вас так говорить больше не буду)
Кодзю Тацуки, вот кстати - тот самый модус "за своих порву" - он внегендерный, так-то, сейчас не вспомню с именами варианты литературы и чего древнее, когда именно женщина мстила за семью или за себя. А так-то - либо ты вписываешься за своих, либо мяукаешь про лапки и мир во всем мире.
Гость, а вы почему хоть как-то не обозначиваетесь? Как-то анонимное заступничество заставляет предполагать, что либо вы все же она, либо ее подруга, но не хотите, чтобы проследили связь. К чему такие тайны мадридского двора?
Потому что не хочу ссориться с хозяином дневника.
анонимное заступничество
Причём тут "заступничество" и разве тут кто-то кого-то обвиняет? Просто я разделяю это мнение, а не ваше.
Тао2, насчёт мстящих женщин, навскидку - Ульрика у Вальтер-Скотта (персонаж, конечно, второстепенный, но тем не менее), мадам Дефарж у Диккенса (отрицательный персонаж, но право мстить у неё явно было), Лауренсия у Лопе де Вега. Да, собственно, Эовин, выходя на поединок с Ангмарцем, мстит за своего дядю. То есть да, понятно, что именно вызовы на поединок в женском варианте встречаются куда реже, но так-то месть и защита своих явно внегендерные.
А в целом по теме я до сих пор удивляюсь с того, что классика - это, оказывается, обязательно страдания мужчины из-за того, что желанный приз женска пола его не оценила. Нет, и такая тема есть, не вопрос, но далеко не во всей классике этому страдальцу полагается сочувствовать, а к женщине относиться без эмпатии.
А так... я в этой теме тоже подивился интерпретации ценности культурного наследия))))