тварь, воспитанная книгами
В одной дискуссии на тему "Песни льда и пламени" всплыла идея, что Мартин - женоненавистник. Прочитав сие, Тигр решил, что это шутка, и среагировал соответственно: мол, лежу под столом, бью хвостом. Тигру заявили, что это распространенная идея, покажите хоть одну вменяемую бабу в ПЛИП. После этого ваш полосатый ржать перестал, сел на задние лапы и задумался.
Если честно, одной из причин моей любви к Мартину было то, что он, в отличие от многих авторов фэнтези, не забывает, что в мире есть женщины, и они живые. Учитываем, что пишет он не про наше время и не про будущее, а пусть и фэнтезийное (хотя ПЛИП - очень реалистичное фэнтези), но Средневековье, и шансов проявить себя на военном или политическом поприще (а книги во многом про войну и политику) у женщины якобы немного. Тем не менее проявляют.
"Автор-женоненавистник" пишет сагу, в которой примерно половина главных героев - женского пола, при этом они настолько же интересны, как и мужчины. Более того, Мартин (за что ему моя особая любовь) вводит дам в эпизодических моментах, в которых он мог бы легко без них обойтись. Собрание лордов Севера - леди Мейдж Мормонт и ее дочери. Собрание лордов Долины - леди Анья Уэйнвуд. Персонажи даже не второго, а третьего плана, будь вместо них мужчины, ничего бы сильно и не изменилось. Но что меня безумно радует, у Мартина нет дурацкого мнения, что персонаж по умолчанию - мужчина, а женщина вводится только тогда, когда надо проявить женское.
И вот тут мы вплотную подходим к тому, что Тигра уже не удивляет, а очень злит. К идее, что женский персонаж должен быть идеален. Потому что только с такой точки зрения можно не разглядеть у Мартина вменяемых женщин. Если сурово приглядеться, то у него и мужчины через раз с большими тараканами. Да и те, кто якобы без тараканов, тоже ошибаются, потому что живые люди. Но, видимо. для некоторых ошибка мужского персонажа - это жизненный момент, а вот если героиня сделала что-то не так, все, ахтунг, невменяемая.
И понятное дело, что автор, который не выводит либо ангельских девочек у окошка, либо демонических злодеек, женоненавистник.
Если честно, одной из причин моей любви к Мартину было то, что он, в отличие от многих авторов фэнтези, не забывает, что в мире есть женщины, и они живые. Учитываем, что пишет он не про наше время и не про будущее, а пусть и фэнтезийное (хотя ПЛИП - очень реалистичное фэнтези), но Средневековье, и шансов проявить себя на военном или политическом поприще (а книги во многом про войну и политику) у женщины якобы немного. Тем не менее проявляют.
"Автор-женоненавистник" пишет сагу, в которой примерно половина главных героев - женского пола, при этом они настолько же интересны, как и мужчины. Более того, Мартин (за что ему моя особая любовь) вводит дам в эпизодических моментах, в которых он мог бы легко без них обойтись. Собрание лордов Севера - леди Мейдж Мормонт и ее дочери. Собрание лордов Долины - леди Анья Уэйнвуд. Персонажи даже не второго, а третьего плана, будь вместо них мужчины, ничего бы сильно и не изменилось. Но что меня безумно радует, у Мартина нет дурацкого мнения, что персонаж по умолчанию - мужчина, а женщина вводится только тогда, когда надо проявить женское.
И вот тут мы вплотную подходим к тому, что Тигра уже не удивляет, а очень злит. К идее, что женский персонаж должен быть идеален. Потому что только с такой точки зрения можно не разглядеть у Мартина вменяемых женщин. Если сурово приглядеться, то у него и мужчины через раз с большими тараканами. Да и те, кто якобы без тараканов, тоже ошибаются, потому что живые люди. Но, видимо. для некоторых ошибка мужского персонажа - это жизненный момент, а вот если героиня сделала что-то не так, все, ахтунг, невменяемая.
И понятное дело, что автор, который не выводит либо ангельских девочек у окошка, либо демонических злодеек, женоненавистник.
Впрочем, я только что от Стиллавина "пришла", так что ограниченно вменяема.
Что там хорошего?
А чем для них плоха Дейенерис? (Про Арью не спрашиваю - наверное, скажут, что хорошие девочки так не ведут себя. Но она, по-моему, хорошая девочка, только в ужасных условиях.)
А у Стиллавина - как всегда:
stillavin.livejournal.com/351573.html
Просто у того дискутанта, который ни за что ни про что обозвал Мартина женоненавистником, большая путаница между понятиями "адекватный человек", "женский образ" и "функциональный персонаж".
Кстати, мужчина в женском произведении\фанфике\картине мира - тоже отдельная дивная тема. Такой же сферический конь, как "идеальная" (или хотя бы "годная" ) женщина, только другой породы.
А идеалы - они растут из тех бородатых времен, когда практически вся литература строилась на архетипах и непременно должна была сопровождаться некоей моралью. Тогда герой был обязательно мужчина, наделенный всяческими добродетелями, а его женщина была идеальна, чтобы вдохновлять героя и поддерживать его в трудные минуты. Недовольство читателей "тру-реализмомъ" класса "а морали тут нет никакой, ни зерна" показывает, что спрос на архетипы и поучения все еще имеет место быть.
Да Мартин по моему наоборот весьма сочувствующий женщинам того времени, когда им запрещено было даже пытаться высунуться за пределы «бабской доли»! Да разве шовинист мог бы написать именно такую Бриенну, такую борьбу женщины против шовинистских стереотипов?!
Если интересно, я могу и побольше написать о женских персонажах у Мартина, и чем оно все мне так нравится
tes3m А чем для них плоха Дейенерис? (Про Арью не спрашиваю - наверное, скажут, что хорошие девочки так не ведут себя. Но она, по-моему, хорошая девочка, только в ужасных условиях.)
Да вот я тоже не знаю. Чем плоха Дейенерис, чем плоха Арья, чем плохи Санса, Маргери Тирелл, Аша Грейджой, Бриенна, песчаные змейки? Это если брать только молодое поколение. Видимо, блин, невменяемые бабы, потому что не идеальные.
Геммиона мне иногда кажется, эти завышенные требования еще и оттого, что сами женщины как-то строже себя контролируют, что ли.
По мне, требования к женщинам вообще стали выше.
А Стиллавин, действительно, как всегда. Хотя, кстати говоря, вот этот его перл очень хорошо иллюстрирует ту же тенденцию, что и перлы о вменяемых бабах. Если некий мужчина, реальный или литературный, совершает глупость, то это глупость конкретного Васи. Более того, один ляп не означает, что Вася дурак по жизни, ну бывает. Если глупость совершила женщина, то а) это все потому, что она женщина, т.е. глупость размазывается скопом на всех, б) она дура во всем и всегда. Плевать, что у нее высшее образование, "калькулятор в голове" и великолепный профессиональный опыт, один раз купила по акции ненужную розовую финтифлюшку - все, дура без вариантов. Оказывается, умной она притворялась, а на самом деле ее уровень - розовые финтифлюшки.
Clegane Так у него все женские образы вменяемые, хоть Дейнерис, хоть Оша (из Одичалых).
ППКС. Более того, у него даже дуры весьма понятные и, так сказать, обоснованные - та же Серсея.
большая путаница между понятиями "адекватный человек", "женский образ" и "функциональный персонаж".
Пояснишь, если не трудно? Я понимаю, о чем ты, но четко сформулировать не получается.
ЛичЪ Завышенные требования женщин к женщинам, к.м.к, - они оттого, что каждый судит по своей мерке и акцентирует свое внимание на том, что ему ближе\понятнее. Читатель-мужик (понятно, в большинстве своем и с исключениями) бы, соответственно, так же в первую очередь анализировал бы персонажей-мужиков.
Да вот не сказал бы. У меня такое ощущение, что читатели обоих полов больше цепляются к женщинам. Фишка не в том, кого в первую голову анализируют, а в том, как анализируют. И требования к героям обычно более вменяемые, чем к героиням.
Тогда герой был обязательно мужчина, наделенный всяческими добродетелями, а его женщина была идеальна, чтобы вдохновлять героя и поддерживать его в трудные минуты. Недовольство читателей "тру-реализмомъ" класса "а морали тут нет никакой, ни зерна" показывает, что спрос на архетипы и поучения все еще имеет место быть.
Самое забавное, что нельзя сказать, что у Мартина морали нет совсем, она просто не лежит на главном месте в виде поучений. И мне очень интересно, почему, в таком случае, героев, у которых со списком добродетелей тоже не все гладко, так не клюют?
Ага, именно. Человека, у которого, что особо приятно, женщина - именно герой, человек со своими взглядами, стремлениями и даже тараканами в голове, а не украшение сюжета.
Да вот не сказал бы. У меня такое ощущение, что читатели обоих полов больше цепляются к женщинам. Фишка не в том, кого в первую голову анализируют, а в том, как анализируют. И требования к героям обычно более вменяемые, чем к героиням.
Наверное, зависит от выборки. Не сталкивался с таким. Напротив, видел обратное - "ну, это же женщина, ей можно, какой с нее спрос... А вот он - му*ак, потому что не (вставить нужное)!". То есть несерьезно-снисходительное (но в целом вполне доброжелательное) отношение.
К.м.к., еще есть такой момент, что с мужчины в литературе традиционно больше спрашивается "по делам", а с женщины - по "добродетелям". То есть он (или она, если заявлен типаж аля "железная леди" ), в принципе, может быть и законченным му*аком в личных делах, если при этом исправно рубит головы драконам и успешно выполняет квесты. А она имеет полное право сидеть ровно и ни черта не делать, но при этом должна быть хорошей или хотя бы милой. И так оно часто и бывает - бо по традиции в походы за драконьими головами писатели чаще всего посылают мужиков (что разумно), в то время как дамам даются задачки "на подумать" или "на социалку". Ну или просто - быть и ждать.
Вот этот шаблон и включается у народа. Читателю просто нужен какой-то повод, чтобы заинтересоваться персонажем - а если он и не делает ничего полезного, и при этом еще и личными качествами не блещет...
И мне очень интересно, почему, в таком случае, героев, у которых со списком добродетелей тоже не все гладко, так не клюют?
Какой с глупого и некрасивого мужика спрос...
А ум с розовыми финтифлюшками очень даже могут сочетаться. Одно другому не мешает, с чего бы?
Про тесты на IQ у Стиллавина очень смешно. Сколько их ни проходила - левой ногой через правое плечо с одновременным приготовлением обеда меньше 152 не получается. А кто там чемпион? Некая американская домохозяйка, кажется?
Да, печаль по красивой канонiчной сказке, где все "правильно" и привычно, в сущности.
Если прочесть внимательно обе фразы, то можно увидеть, что разницы в интонациях ровно никакой.
По теме: если персонажи картонны и сферичны, какой смысл обсуждать плохое произведение? А у любой хорошей книги найдется немало плохих читателей, которые готовы делиться своим мнением направо и налево.
По-моему в данный момент я уже наблюдаю обсуждение гендерного шовинизма с личной точки зрения каждого, а не с точки зрения книги и лично Дж. Мартина )
Ну, разница не в интонациях, а в отношении к героям. В первом случае снисходительное, как к ребенку, во втором - требовательное.
tehnoflot.ru/
Ну... да.
Я к тому просто, что вторая фраза не равноценна ""ну что с мудака взять?", а ровно наоборот - "с тебя много спросят и ты должен будешь выдержать, иначе ты мудак".
Геммиона я иногда думаю, что "все бабы - дуры" - это какой-то элемент аутотренинга для мужчин. Чтобы не так страшно жить было.
takishiro У меня вообще Серсея любимая героиня. Хоть и дура, и стерва. Но интересная же!
Почему бы и нет? Хотя сам ее не люблю сильно.
Clegane Спасибо за разъяснение.
Shadowdancer Хорошо, когда будет чуть больше свободного времени, появится отдельный пост.
Что мне нравится у Мартина в этой части, кстати - там верно переданы и проблемы женской роли в таком обществе, и возможности ее. Дейенерис становится лидером, поскольку окружена ореолом почти что сверхъестественным - и ее слушают. Серсея манипулирует, пусть и не всегда успешно. Кэтрин дает советы (пусть тоже и не всегда успешно). Сходу любимых многими писателями воительниц я вспомню только две - Бриенна и Арья... и Мартин честно показывает всю проблематичность такого пути для женщины в описанном мире.
(Есть еще Аша Грейджой, но там, как помню, ситуация иная)
В общем - я искренне озадачен)
Сходу любимых многими писателями воительниц я вспомню только две - Бриенна и Арья... и Мартин честно показывает всю проблематичность такого пути для женщины в описанном мире.
На самом деле больше - Аша, Игритт, Оша, песчаные змейки (как минимум, две старшие), Мейдж Мормонт и ее дочери, Чилла (вроде бы даму из дикарей Долины Аррен звали именно так). Но проблематичность пути тоже отсвечивает.