тварь, воспитанная книгами
Посмотреть на события книги или фильма с непривычной и, может быть, враждебной стороны - это очень увлекательное приключение. Принять противоположную точку зрения оно вряд ли заставит (все-таки свою сторону выбирают не просто так), но вот лучше понять "противников", начать уважать их - вполне. И мир, который открывается потом, намного интереснее простенького "Мы - хорошие, а они - ужас, ужас, ужас".
Так что, когда мне предлагают временно "сменить сторону", я предпочитаю это сделать. Но с одним условием: смена стороны идет в рамках одной и той же книги/фильма. Тигр готов взглянуть на ситхов глазами джедаев и понять, чем им неприятна наша идеология. Но вот скопом записать всех ситхов или имперцев в тупые маньяки я не готов, потому что для этого придется посмотреть какой-то другой фильм. И фильм с белыми-пушистыми Императором и Вейдером, не пролившими ни капли невинной крови, тоже стоит где-то в фильмотеке Менина.
А бывает ситуация, когда другой стороны толком нет. Не предусмотрел ее автор. Я, к примеру, не знаю, с какой стороны надо смотреть, чтобы Альдо и Дик Окделл показались героями. Ибо чтобы они не делали, все время выходил бред. И говорить "вы их не любите, потому что они не на вашей стороне" забавно. Конечно, можно представить Альдо мудрым и благородным правителем, а Мирабеллу - заботливой, хоть и строгой, матерью, но, увы, это такой же отсыл в библиотеку Менина.
И даже если кто-то такую книгу напишет, увы, не помжет. У меня стойкая махровая ИМХА: "Сильмариллион"-"Властелин Колец" и "Черная Книга Арды" - о двух разных мирах. О похожих, может быть, параллельных, но разных. Это притом, что "темные" мне симпатичны, но темные ВК, а не ЧКА.
Так что, когда мне предлагают временно "сменить сторону", я предпочитаю это сделать. Но с одним условием: смена стороны идет в рамках одной и той же книги/фильма. Тигр готов взглянуть на ситхов глазами джедаев и понять, чем им неприятна наша идеология. Но вот скопом записать всех ситхов или имперцев в тупые маньяки я не готов, потому что для этого придется посмотреть какой-то другой фильм. И фильм с белыми-пушистыми Императором и Вейдером, не пролившими ни капли невинной крови, тоже стоит где-то в фильмотеке Менина.
А бывает ситуация, когда другой стороны толком нет. Не предусмотрел ее автор. Я, к примеру, не знаю, с какой стороны надо смотреть, чтобы Альдо и Дик Окделл показались героями. Ибо чтобы они не делали, все время выходил бред. И говорить "вы их не любите, потому что они не на вашей стороне" забавно. Конечно, можно представить Альдо мудрым и благородным правителем, а Мирабеллу - заботливой, хоть и строгой, матерью, но, увы, это такой же отсыл в библиотеку Менина.
И даже если кто-то такую книгу напишет, увы, не помжет. У меня стойкая махровая ИМХА: "Сильмариллион"-"Властелин Колец" и "Черная Книга Арды" - о двух разных мирах. О похожих, может быть, параллельных, но разных. Это притом, что "темные" мне симпатичны, но темные ВК, а не ЧКА.
Мне вспомнились наши институтские экзерсисы. Предмет - Профессиональная этика. Одним из упражнений были дебаты. Преп давал тему, он же называл состав команд. И - сторону, за которую та или иная команда будет приводить аргументы. Очень интересно было. Заставляло думать.
И еще. У Лукьяненко в одной из книг про Дозоры был момент. "- Кто был прав во второй мировой войне? - Наши, конечно! - Почему? - Потому что они - наши..."
ППКС
Ritulia
давал тему, он же называл состав команд. И - сторону, за которую та или иная команда будет приводить аргументы. Очень интересно было. Заставляло думать.
У нас тоже ткое было на занятиях по основам психологии. Увлекательно
Нам такие дебаты на риторике устраивали. Увлекательно было.
мне была интересна жизнь именно темной армии, а не то, чтобы светлые вдруг окзались хуже их. Ошибка Ниенны, что она переборщила с "очернением светлых". Но - по мне это не повод симпатизировать тому, что надлежит уничтожать
Да, они жестоки, но испугать жестокостью человека, почитавшего и Дрюона, и "Молот ведьм", и много других любопытных вещей, было трудно. Может, в тот момент мне хотелось побыть темным, злым и безжалостным. Да и война совсем без жестокости не бывает, а "Властелин Колец" все-таки о войне.
Clegane Почему-то представились урук-хаи на тачанке.
Поэтому я и в ЗВ давно выбрал сторону Мандалора - и могу объективно смотреть на адептов любого направления в Силе, а также - любого из государств.
Этика не та. С ситхами проще -им от власти и от страсти кайф.
Огненный Тигр В ЗВ я имперец, и может быть (хотя вряяяд ли) ситх *лапопожимает* Коллеги, сэр?
Давно задаюсь вопросом, почему темные персонажи зачастую притягательнее светлых, если книга хорошо написана или фильм хорошо снят. Ответа так и не нашла. Но что-то в этом есть...
Насчет ЧКА - ппкс. Читала ее еще в варианте машинописном, это перевернуло мой мир. Но когда вышла книга, оказалось, совсем не то...
Что касается темных персонажей, я не хочу сказать, что они привлекательней для всех. Но темные герои - это не просто чорное зло, это герои со своими достоинствми и недостатками. Удивительно, если бы они никому не нравились.
Вообще мне все больше нравятся книги, где есть несколько сторон, и над ними не написано крупными буквами "ЗЛО" и "ДОБРО". Где читатель сам может решать.
natoth в последнее время ловлю себя именно на такой привычке - смотреть на события "с другой стороны". Особенно это помогает, когда чувствуешь, что слишком "западаешь" на какого-нибудь положительного (с точки зрения создателя) героя.
Полезная и интересная привычка.
Я и не скрывался.)
Давно задаюсь вопросом, почему темные персонажи зачастую притягательнее светлых, если книга хорошо написана или фильм хорошо снят.
Подозреваю, что тут есть вопрос ограничений: у светлых персонажей по определению имеется немало того, чего им делать нельзя; темные таким не ограничены. Поэтому мне и симпатичны больше те, кто выступает на вроде как светлой стороне, но руководствуется лишь своим кодексом - как, скажем, Бэтмен или Росомаха. В ЗВ это реже - у джедаев прибавляется еще и собственный кодекс, не допускающий жестких действий. Особенно интересно все выглядит в Вархаммере, где мы имеем борьбу темного с темно-серым.)
natoth
Если он остался положительным даже после взгляда на него глазами врага/пострадавшего, то это так и есть.
Хм, это все же редко бывает, особенно если мы имеем столкновение двух правд... А вот если враг к врагу испытывает заслуженное таковым уважение - это персонажу в плюс, думаю.
Огненный Тигр
Вообще мне все больше нравятся книги, где есть несколько сторон, и над ними не написано крупными буквами "ЗЛО" и "ДОБРО".
Согласен. Сам пытаюсь выводить подобное...
Хотя в любом вопросе есть и свои заморочки. Например, если человек скучает по сильной руке, скорее всего выберет Темную сторону, потому что там эта самая сильная рука будет во всей красе. Или недостаток свободы - "а вот каааааак стану злым Чорным Властелином, вот попробуйте меня тогда чмырить!" А бывает и вообще с первого взгляда необъяснимо.
пс кстати Ниэенна и не скрывает по моему что ЧКА в другом мире происходит ибо Арда и АрТа (насколько моя помнит на данный момент) все таки по названию отличается
Читайте "Последний кольценосец" Еськова (по тому же фэндому ВК), и да пребудет с вами
сищастье.Например, я сейчас читаю мангу "Берсерк", аниме уже посмотрел, и, наверное, мне было бы интересно и познавательно взглянуть на ситуацию глазами Гриффиса, но я не могу представить себя в его шкуре. Я бы так не действовал. Я бы много чего натворить мог в данной ситуации и в данном мире, но не это.
Собственно, это еще и причина, по которой я плохо представляю себе хорошую книгу, в которой все стороны одинаково привлекательно выписаны - выбирай на свой вкус. Это потребует от автора полного отстранения от текста и может сильно повредить идее книги. Потому что читатель имеет обыкновение задавать вопрос "Ну и что?", и автор должен ответить на него что-то большее, чем просто "Ну и все!" Это срабатывает с дамскими романами средней руки и боевиками заради кровищи, но с серьезной вещью не сработает. Конец фентезевой истории с битвами, сражениями и т.д. предполагает чью-то победу. А почему победил именно этот? Потому что самый сильный? Офигеть идеология. А если не победил никто - то неминуемо возникает вопрос "Зачем тогда это все было?" И вот если автор способен ответить на этот вопрос - респект ему и уважуха.
Собственно, из примеров действительно хорошо выведенной ситуации "Все правы" на ум приходит Миядзаки-сама и его "Мононоке-химе". Но у его "все правы" есть продолжение - "все ошибаются". И в конце герои осознают свои ошибки, причем не самым приятным образом. Симпатизировать тут можно всем, вставать на чью-то сторону... Не знаю. Поддерживать ошибку - это как-то странно, на мой взгляд.
Я говорю не о том, что идеологии должны быть равны. В тех же ЗВ разница есть, и понятно, почему джедаи победили. Но у ситхов/Империи тоже есть своя правота и есть личности, которых можно уважать.
С другой стороны, право автора делать мир таким, как он его видит. Я же упоминал Камшу - на сторону Альдо встать (даже временно, даже очень постаравшись) практически невозможно.
И еще "встать на чью-то сторону" для меня не означает "полностью проникнуться чьими-то убеждениями". Скорее, "постараться понять убеждения".
Ты не поверишь, но на сторону Альдо тоже встают
И "постараться понять убеждения", опять же, в большинстве случаев будет бесполезно. Если нам эти убеждения резко неприятны с этической точки зрения, то старайся-не старайся - толку не будет. Мы не начнем уважать террориста из-за того, что он людей взрывает не ради денег, а ради своей родины. В мотивах разобрались? Разобрались. Но мы не начнем от этого думать, что его не стоило придушить в колыбели.