тварь, воспитанная книгами
Есть довольно популярный тип историй "Через тернии - к звездам!". Примерный сюжет: есть мальчик Вася - гений вышивания. Его не понимает родная семья - что это за профессия "вышивальщик", над ним издеваются все окрестные мальчишки, даже любимый учитель, и тот намекает, что вышивание - не мужское дело. Но Вася предан любимому искусству. В итоге он становится знаменитым, его вышивки висят в картинных галереях, семья им гордится, все счастливы. И кажется, что без терниев и звезды не те. И чем больше терниев создать на дороге гения, тем оно лучше.
Однако не все так просто. Вот мальчик Леша, тоже от природы талантливый вышивальщик, но, увы, не обладающий сильным характером. Когда его в сотый раз обзывают гомиком и слабаком, он забрасывает вышивание, учится на автомеханика, бросает учебу, потому что противно... В общем, ничего особого из него не получается. Конечно, Земля с орбиты не сойдет, и мир без Лешиных вышивок не погибнет. Но человек мучается, да и новые шедевры не появились. А вся вина парня, может быть, даже не в том, что такой слабовольный, а в том, что верил чужому мнению. И не к крикам хулиганов со двора прислушался - к учителю. Кто ж знал, что это учитель его на прочность испытывал?!
А вот другой парень, Петя. Не так талантлив, как Вася с Лешей, зато упорен и уперт (верно, в апреле родился). "Любой барьер тебя манил" - как про него сказано. Послушал он учителя и задумался: это что ж, девчонки вышивать могут, а я нет? У меня руки кривые или из другого места растут?! И начал практиковаться. До высот не поднялся, но мастером стал, пусть ступенькой пониже Василия, но тоже имя. Вот только как всего добился, так и зачудил. Своим ученикам (а учить он может, это гению с обычными трудно) "полосу препятствий" устраивает, срывается на них. Да и в работах у него столько злости, что хоть и красивые, а смотреть трудно. Отчего бы это? А есть одна проблемка: не любит он вышивание. А жить, постоянно кому-то что-то доказывая, без злости не получается. Так что и Пете невесело.
Но неужели трудности настолько губительны? Нет. Более того, свою долю терниев каждый человек вне зависимости от своей гениальности получит. Только специально высаживать эти тернии не нужно.
Одно дело, если человек спорит с, так сказать, жизнью и самим собой. Справлюсь - не справлюсь, мое - не мое, надо - не надо. Это естественноое развитие и умения выбирать, и силы воли, и упорства, и других полезных качеств. Спор с другим человеком, особенно "влиятельным" (родителями, учителем) - это совсем другое.
Вот пришла девочка в математический кружок. Позанималась пару месяцев и поняла, что не потянет. Спокойно перешла в более близкий ей биологический. А теперь дополнение к ситуации: учитель при каждом удобном случае готов ей напомнить, что девочки математиками не бывают, То есть уйти из кружка - расписаться в его правоте, в том, что ты хуже мальчиков (может, этого он и не говорил, но подростки сии фразы слышали именно так). И девочка продолжает уже бесцельную (не нужна ей "олимпиадная математика") грызню гранита науки.
И даже если девочке математика нравится, и она действительно вторая Софья Ковалевская, все равно пойдет бесцельная трата сил и нервов. Потому что самый гениальный ученик иногда ошибается. И если за каждую ошибку тебя опять клюют "Не можешь, не сравишься, иди отсюда" - на пользу это не идет. Да, при таком обучении есть шанс получить гения с сильной волей... и с кучей комплексов в придачу. Еще и озлобленного. Достойный результат воспитания характера?
Нельзя не уважать человека, прошедшего через трудности. Сына алкоголиков, кторый не отправился по родительским стопам, а получил образование, профессию и начал нормальную жизнь. Но это не значит, что алкоголики - лучшие родители.
Так что не надо сажать тернии. Не надо кидать человека в грязь, чтобы он из нее воспарил. От грязи звезды, увы, ярче не светят.
Однако не все так просто. Вот мальчик Леша, тоже от природы талантливый вышивальщик, но, увы, не обладающий сильным характером. Когда его в сотый раз обзывают гомиком и слабаком, он забрасывает вышивание, учится на автомеханика, бросает учебу, потому что противно... В общем, ничего особого из него не получается. Конечно, Земля с орбиты не сойдет, и мир без Лешиных вышивок не погибнет. Но человек мучается, да и новые шедевры не появились. А вся вина парня, может быть, даже не в том, что такой слабовольный, а в том, что верил чужому мнению. И не к крикам хулиганов со двора прислушался - к учителю. Кто ж знал, что это учитель его на прочность испытывал?!
А вот другой парень, Петя. Не так талантлив, как Вася с Лешей, зато упорен и уперт (верно, в апреле родился). "Любой барьер тебя манил" - как про него сказано. Послушал он учителя и задумался: это что ж, девчонки вышивать могут, а я нет? У меня руки кривые или из другого места растут?! И начал практиковаться. До высот не поднялся, но мастером стал, пусть ступенькой пониже Василия, но тоже имя. Вот только как всего добился, так и зачудил. Своим ученикам (а учить он может, это гению с обычными трудно) "полосу препятствий" устраивает, срывается на них. Да и в работах у него столько злости, что хоть и красивые, а смотреть трудно. Отчего бы это? А есть одна проблемка: не любит он вышивание. А жить, постоянно кому-то что-то доказывая, без злости не получается. Так что и Пете невесело.
Но неужели трудности настолько губительны? Нет. Более того, свою долю терниев каждый человек вне зависимости от своей гениальности получит. Только специально высаживать эти тернии не нужно.
Одно дело, если человек спорит с, так сказать, жизнью и самим собой. Справлюсь - не справлюсь, мое - не мое, надо - не надо. Это естественноое развитие и умения выбирать, и силы воли, и упорства, и других полезных качеств. Спор с другим человеком, особенно "влиятельным" (родителями, учителем) - это совсем другое.
Вот пришла девочка в математический кружок. Позанималась пару месяцев и поняла, что не потянет. Спокойно перешла в более близкий ей биологический. А теперь дополнение к ситуации: учитель при каждом удобном случае готов ей напомнить, что девочки математиками не бывают, То есть уйти из кружка - расписаться в его правоте, в том, что ты хуже мальчиков (может, этого он и не говорил, но подростки сии фразы слышали именно так). И девочка продолжает уже бесцельную (не нужна ей "олимпиадная математика") грызню гранита науки.
И даже если девочке математика нравится, и она действительно вторая Софья Ковалевская, все равно пойдет бесцельная трата сил и нервов. Потому что самый гениальный ученик иногда ошибается. И если за каждую ошибку тебя опять клюют "Не можешь, не сравишься, иди отсюда" - на пользу это не идет. Да, при таком обучении есть шанс получить гения с сильной волей... и с кучей комплексов в придачу. Еще и озлобленного. Достойный результат воспитания характера?
Нельзя не уважать человека, прошедшего через трудности. Сына алкоголиков, кторый не отправился по родительским стопам, а получил образование, профессию и начал нормальную жизнь. Но это не значит, что алкоголики - лучшие родители.
Так что не надо сажать тернии. Не надо кидать человека в грязь, чтобы он из нее воспарил. От грязи звезды, увы, ярче не светят.
к сожалению, далеко не все наставники подобны тем просветленным, которые могли с помощью колотушек бамбуковой палкой помочь достичь самадхи %)
Но ведь правда. Говорю, как человек, испытавший на своей шкуре. Классе так в 5-м я попыталась ходить на художественный кружок. Расставили нас за мольберты, дали в руки кисточки, скомпоновали натюрморт - ваяйте. Честно пыталась. Даже что-то вышло. Причем, наставница прохаживалась между рядами, брала в руки кисточку, подправляла, как она считала лучше. А мне те синие мазки были абсолютно не в тему... Худо-бедно, закончили за пару занятий. При оценивании, когда меня сниходительно похвалили, я честно сказала, что ее работы и видения здесь больше, чем моих стараний. Она тут же с апломбом заявила, что эта "пачкотня" к ней никакого отношения не имеет и для нее сие слишком слабо. Мы разошлись к обоюдному согласию. Я не стала прорываться в "художку" и пытаться кому-то что-то доказать. Просто позже взяла в руки карандаш. И срисовывала для собственного удовольствия иллюстрации из книги. Не шедевры, но работы, в целом вышли неплохие. (Если что, они есть у меня в альбоме, доступ открытый). Не спорю, моя собственная мама, также не получившая спецобразования, рисует много лучше. Но утверждать, что я полная бездарность все же преувеличение. Хорошо, что мне не пришло в голову остаться и "всем назло" что-то доказывать. Могло ведь сложиться и иначе... "То, что меня не убивает, делает меня сильнее" (©), но вот добрее ли... не всегда, к сожалению.
когда человек талантлив, говорят - самородок, а у бездарности всегда есть родители...
и это, учитывая то, что зачастую родители (и куча обстоятельств) формируют этот талант, подобно гончару, создающему изделие из глины... другой вопрос, счастливы ли гении своим гениальным существованием, но тут на их защиту встанет классик, сказавший:
талантам надо помогать, бездарности пробьются сами
и отдельно, про учителей (explicit lyrics):
Скажите мне, что обычно вырастает из парня, которого в школе дрючат во все отверстия истеричные, сексуально неудовлетворенные стервы, кое-как сдавшие вступительные экзамены в пед-институт? Всего-то мужиков в школе обычно - физрук да учитель труда, причем оба чаще всего отморозки тупые, а ни фига не пример для подражания. Откуда новым Гагариным и Циолковским взяться - подкаблучники сплошные вокруг, да "пидоры идут, гомосеки там и тут". Фак сайт!(c) Даня Ше
поправьте меня если не прав, но если убрать всю трешовую окраску, то это чистая правда - где те учителя, кто думает о том, что да как будет с каждым отдельно взятым учеником, а не просто отсиживает свои часы и не нахапал этих же часов для того, чтобы достать себе зарплату побольше... раньше учителей уважали, ими ХОТЕЛИ становиться, а теперь в школе получение знаний медленно но верно превращается в борьбу авторитетов - сын "нр" может смело послать на**й учителя, который ему открыл глаза на то, что тот не сдаст экзамены... и т.д.
З.Ы. если поднимется шум - могу поднять дискуссию у себя, есть много мыслей, собрать в кучу которые пока не получается...(
Если я плохо могу, значит не настолько сильно хочу )) Это правда, но сознаться себе в этом, или в том, что неправильно выбрал цель, или потерял к ней интерес, или отказ от неё будет воспринят кем-то в штыки, или другое желание выглядит смешным в глазах папы-мамы/друга/учителя, - ну, можно , конечно, сказать что это и Тернии... Но вообще-то это отговорки. По себе знаю )))
Хотя, разумеется, есть такие случаи, когда тернии вполне себе "рукотворные" - т.е. у человека и "хочу" есть, и "могу" наблюдается, но кто-то исходя из своих личных мотивов методично капает на мозги и расставляет противотанковые ежи на всем пути следования не с целью помочь, а с целью съесть и закопать останки. Вот это, конечно, прошу прощения, звездец. "Испытывать хорошо самолеты - они из железа". (с) В.Токарева. На мыло таких испытателей. Хозяйственное. В дешевой бумажной паковке.)
Но опять же, настрой - 80% успеха. "Если не можешь выбраться из дурдома - найди точку зрения, с которой будет не страшно смотреть". ))) И опять же: больше гибкости в подходе ко всему, в том числе и к цели. Иногда Очень Большие Тернии - знак того, что "нам туда не надо". ))
Так что с тех пор любые намеки, что издевательства полезны, у меня вызывают жгучую ярость.
Да, порождают тернии таких вот героев с комплексами. Вроде им всё пофиг, а глубже комнёшь, так уууу...
Иногда полезно, конечно, но далеко не всем.
Нас тоже так в школе "воспитывали" : "Да вы никому не нужны в этой Латвии, вы же русские. И в универе вам вежливо улыбнутся и скажут sorry".
Порождают тернии именно что упёртую злость, но... Лучше позитивные стимулы. Ведь они тоже работают и комплексов не наживают.
Я тогда тоже слегка скомплексовала, проучилась полгода на химфаке, оставила это занятие...
И cдала экзамены сразу в ЛУ и в RTU (тогда ещё Политех) на престижный экономический.
Проходила по баллам и там, и там. Осталась учиться в Лу, естессно, на бюджете.
В RTU тогда конкурс был 10 человек на место.
Но готовилась, конечно, серьёзно. Именно что через тернии
Возможно, я ошибаюсь, но я не считаю себя жестоким, только жестким. Потому что - да, если я смог через это пройти, значит, сможет и другой. То есть, я не считаю, что пришедшееся на меня обязательно для всех (тем более, что моя юность все-таки была относительно благополучна - мне почти всегда было, где спать и, чаще всего, было, что есть))), но человек, росший на таких же условиях, что и я - и потерявший в процессе свое "я", не заслуживает моего сочувствия. Это жестокость?
Tigra_R Да, порождают тернии таких вот героев с комплексами. Вроде им всё пофиг, а глубже комнёшь, так уууу... Я обожаю раскопки. Честно, это не сарказм. Покопаетесь?)
Огненный Тигр Спор с другим человеком, особенно "влиятельным" (родителями, учителем) - это совсем другое. Почему? Это тоже проявление жизни, разве нет?
Вот пришла девочка в математический кружок. Позанималась пару месяцев и поняла, что не потянет. Спокойно перешла в более близкий ей биологический. А теперь дополнение к ситуации: учитель при каждом удобном случае готов ей напомнить, что девочки математиками не бывают, То есть уйти из кружка - расписаться в его правоте, в том, что ты хуже мальчиков (может, этого он и не говорил, но подростки сии фразы слышали именно так). И девочка продолжает уже бесцельную (не нужна ей "олимпиадная математика") грызню гранита науки.
Для меня именно победой был бы ее уход из кружка, с предварительным подробным пояснением преподавателю (извините, но это не Учитель), кто он есть и чего стоит (при условии, что она действительно не гений, а если гений - то и без кружка проявится. Я вот, помнится, в десятом классе доказал, что теорема Ферма не верна и потерял доказательство, поскольку сказали, что денег дадут только за подтверждение, а мне они тогда были очень нужны))) Судя по всему, был не прав, - кажется, с год назад ее доказали, но мне уже не интересно)). Потому что доказывать что-то другим - смешно и глупо, ИМХО. Даже вариант "я докажу самому себе" имеет смысл только в варианте спора с самим собой, а не с кем-то третьим. Есть ты, есть твоя жизнь. Зачем тратить ее на то, что не является важным для тебя самого? И тернии имеют значение только те, что действительно создают препятствия в реале, а не на словах.
Все вышесказанное - голимая ИМХА, но, если кто-то хочет поспорить и хозяин дайра не против - я буду рад.
Теперь моя голимая ИМХА ))
Знаешь, независимость от чужого мнения - это хорошее качество, но людей, обладающих им, довольно мало. Все-таки мы - существа общественные. Поэтому я считаю, что намеренное "высаживание терний" - штука опасная, ибо для большинства людей эти тернии очень болезненны.
На тему жесткости и жестокости - никто не вправе требовать сочувствия. И, скажу честно, мне самому часто бывает сложно жалеть "сломавшегося" человека - он оказался слабым, увы. Но я считаю, что специально устраивать людям трудности - во имя воспитания характера, или оправдывать откровенную несправедливость тем, что настоящему сильному это пойдет на пользу, а слабые пускай отсеиваются - это глупо, подло, и ни к чему полезному не приводит.
Клятый_Вомпэр, у меня с жалостью и сочувствием по отношению к людям всегда были проблемы. Мне всего этого на себя и своих близких не всегда хватает, что уж тут о посторонних говорить. Подозреваю, что дело тут еще в некоторой моей социопатии, поэтому не считаю, что мое отношение к людям - единственно верное)). Я просто не умею по-другому. И переступить через себя могу только ради самого себя, опять же, а не ради чужого мнения. Возможно, потому что в процессе формирования характера поддерживать меня было некому, вот и привык.
Почему бы нет?
Но быстрые диагнозы и скорые выводы - это не моя специфика
Обычно вопросы возникают,когда подольше пообщаещшься с человеком (ф не той ролью, что он показывает) и начинаешь выводить причинно-следственные механизмы тех или иных поступков. Сложишь кусочем мозайки и тихо присвистнишь.
Соглашусь с Огненным Тигром, уверенных в себе и мало зависящих от чужого мнения, к сожалению, мало. Я таких называю "человек со стержнем". Т.е. есть внутри личности каркас, который позволяет выстоять. Но не все им обладают. Многие так вообще не в курсе, что он нужен. Сколько детей воспитываются по принципу: "а что вон та тетя на скамейке про тебя подумает?!" Хотя при чем тут к моей жизни посторонняя тетя? Которую я, вполне возможно, вижу в первый и в последний раз? Но ведь часть детей верят, что родители правы в любой ситуации... И в итоге понемногу начинают мерить свою жизнь чужими мнениями. От начала и до конца.
Для меня в свое время было "маленькой победой" мягко, но решительно пояснить маминой подруге так, чтобы не было скандала и "смертельной обиды", что у меня есть моя собственная мама, и ее замечаний и воспитания мне вполне хватает, а у тети свои дети есть. И доказать своей маме, что воспитывать меня по принципу "а вот такой-то (сын подруги) хороший мальчик, а ты..." бесполезно, ибо результат такого воспитания не нужен нам обеим. А переходить после многих лет дружеского общения и доверия между мной и родителяии на "Вы" и преувеличенное почтение, потому что кто-то так воспитывает своих детей, вообще глупо. И ведь доказала )
А намеренные тернии, особенно со стороны старших (преподаватели, родители и т.п.) часто являются проявлением собственных комплексов этих людей и навязанных им в свое время неправильных поведенческих установок.
"Меня никогда не жалели, жалеть других - слабость. Мужчина должен быть сильным". В итоге еще один маленький человечек получает кальку с нерадостного детства своего отца, зачастую не понимая, что же он делает не так, а настоящая причина-то вовсе и не в нем.
"Я не прошла в свое время на художественную гимнастику, поскольку поздно начала заниматься, но вот моя дочь..." И маленькая девочка занимается до одури, чтоб заслужить одобрении мамы, пытающейся прожить еще одну жизнь и кому-то что-то доказать. Иногда при этом результат - высокие спортивные достижения, иногда - поломанные судьбы. Кому как повезет. (Примеры утрированы, но не значит, что нереальны).
А вот реальный пример: у моего брата был преподаватель, который считал, что его Учитель знал на "5", сам он хуже - значит "4". Что остается детям по 5-бальной системе? И хоть порвись, а выше "3" ты у него не получишь. "Ты же не хочешь сказать, что знаешь лучше учителя?!" Намеренные тернии? Разумеется.
А жалость и сочувствие к окружающим - вещи/решения сугубо личные, кому как подходит. Если попадается "вампир" из серии: "все плохо, пожалейте меня". Действительно печально, и жалко сил. А в иных случаях - может, человеку достаточно подставить на минутку плечо или просто сказать, что не все считают его тупым неумехой, и что у него есть достижения в других областях, которые он сам не ценит (а ведь часто это именно так, человек склонен "зашориваться" в проблемных ситуациях и "бегать по кругу"). И у него наладится жизнь.
За пояснение любительнице "проверок" - снимаю шляпу и жму лапу.
Жалость и сочувствие - вещи действительно личные, кому как по душе. Но за "намеренные тернии" их устроители действительно должны получать по фэйсу. Дабы неповадно было.
Любители посажать тернии нередко рассуждают с точки зрения естественности. Мол, парень-вышивальщик/девука-математик - это неправильно, неестественно, вот пусть проявят характер и докажут, что могут быть исключением из правил. ИМХО, нет большего врага естественности, чем вот эта шумиха.
Потому что к моменту самостоятельного выбора человек обычно более-менее представляет себе свои возможности. Если у меня полностью отсутствуют способности к рисованию, скорее всего, я просто не пойду учиться на художника или дизайнера, и это не будет для меня особой трагедией. Ну не гожусь я в художники, и черт с ним! Но если на основе моего неумения рисоать начинают выводить теории о моей неполноценности как личности, вряд ли я буду реагировать так спокойно.
Допустим, женщины действительно хуже понимают математику (допустим, потому что статистических данных у меня нет). Но это не значит, что пришедшей в матматический кружок девочке надо с порога заявлять "Да на что вы, женщины, годитесь?" Пусть занимается наравне со всеми. Если не потянет - уйдет, тоько очень редкие люди способны продолжать дело, не видя результатов. отянет - значит, исключение из правила. И все будет спокойно и естественно, без феминистских демонстраций "Примите нас в кружок, мы тоже можем решать задачи!".
Фильм, действительно, шикарный. Как по части изобразительных средств, так и в плане смысловой нагрузки. Очень рекомендую!
ролевик- это не в коем сличае не реконструктор (кстати, последнее веянье на one.lv в группе mideival.lv, будете - не признавайтесь Сэму, он теперь тру реконструктор! )... А кто вообще ставит эти "общепринятые рамки?" Или тут опять работает больная фантазия тех, для кого нападение - лучшая защита?