тварь, воспитанная книгами
В одной психологической книжке по воспитанию детей (современной, недавно изданной), наткнулся на такой пассаж (оригинала под рукой нет, так что цитирую не дословно): "Любая девочка изначально воспринимает себя мальчиком, или считает, что со временем им станет. Чем дольше продержится у нее это заблуждение, тем более сильную психологическую травму она получит. Чтобы этого не произошло, родители как можно раньше должны внушать ей, что она - девочка, что она будет такой же замечательной, как мама, следить, чтобы ее игрушки соответствовали ее полу, крайне нежелательна ситуация, что девочка дружит в основном с мальчиками. Иначе нарушается естественный ход вещей."
Если честно, ко всем подобным идеям я отношусь со здоровым скептицизмом, ибо, ИМХО, причин для психологической травмы у детей, причем более серьезных, предостаточно, а вопросы пола ребенка обычно интересуют довольно своеобразно. Я до сих пор не понимаю, почему девочка должна считать себя искалеченным мальчиком, а у мальчика вид девочки должен вызывать страх перед кастрацией. С такой же логикой можно утверждать, что увидев негритенка, белый ребенок начнет испытывать страх перед собственным почернением или, наоборот, зависть к черной коже.
Но заинтересовало меня здесь другое. Естественный ход вещей, так? А что такое естественность? То, что дала природа. Наше взросление - вещь естественная, а вот обучение математике и физике в ходе сего взросления - это уже привет цивилизации. Но в книге несколько раз повторялось, что, чтоб с ребенком все было благополучно, надо следовать природе (не в смысле ненужности школы и беготни голышом
)
Получается любопытная вещь: по природе, любая появившаяся на свет особь Хомо Сапиенс считает себя мужской особью. Аксиома взята из текста книги. Чтобы ребенок (не важно, какого пола), рос нормальным и здоровым, надо следовать природе. Идея оттуда же. Но автор почему-то предлагает родителям навязывать своему ребенку женского пола поведение "женской особи", принятое в нашем обществе. А ведь с точки зрения Естественности, это действительно навязывание: природа вкладывает всем детям одинаковые "поведенческие мотивы", а родители половине из этих детей начинают "природное" жестко подавлять.
Так что по природе, никаких платьиц, бантиков и кукол Барби, всем машинки, штаны и только надейтесь, что вдруг ваше дитя из любопытства потянется вон к тому розовому домику с пупсами!
Зато все будет абсолютно естественно!
Если честно, ко всем подобным идеям я отношусь со здоровым скептицизмом, ибо, ИМХО, причин для психологической травмы у детей, причем более серьезных, предостаточно, а вопросы пола ребенка обычно интересуют довольно своеобразно. Я до сих пор не понимаю, почему девочка должна считать себя искалеченным мальчиком, а у мальчика вид девочки должен вызывать страх перед кастрацией. С такой же логикой можно утверждать, что увидев негритенка, белый ребенок начнет испытывать страх перед собственным почернением или, наоборот, зависть к черной коже.
Но заинтересовало меня здесь другое. Естественный ход вещей, так? А что такое естественность? То, что дала природа. Наше взросление - вещь естественная, а вот обучение математике и физике в ходе сего взросления - это уже привет цивилизации. Но в книге несколько раз повторялось, что, чтоб с ребенком все было благополучно, надо следовать природе (не в смысле ненужности школы и беготни голышом

Получается любопытная вещь: по природе, любая появившаяся на свет особь Хомо Сапиенс считает себя мужской особью. Аксиома взята из текста книги. Чтобы ребенок (не важно, какого пола), рос нормальным и здоровым, надо следовать природе. Идея оттуда же. Но автор почему-то предлагает родителям навязывать своему ребенку женского пола поведение "женской особи", принятое в нашем обществе. А ведь с точки зрения Естественности, это действительно навязывание: природа вкладывает всем детям одинаковые "поведенческие мотивы", а родители половине из этих детей начинают "природное" жестко подавлять.
Так что по природе, никаких платьиц, бантиков и кукол Барби, всем машинки, штаны и только надейтесь, что вдруг ваше дитя из любопытства потянется вон к тому розовому домику с пупсами!

А ведь какое-то время ему, вполне возможно, придется прожить одному, без родителей и без второй половинки. В наше время это особено важно, потому что женятся куда позже, чем обзаводятся собственной квартирой. Вот и получаются женщины, не способные гвоздь в стенку забить, и мужчины, не способные пожарить яичницу.
А с игрушками все еще проще - по природе нормальная девочка не может не ощущать себя девочкой, точно так же как нормальный мальчик не может не ощущать себя мальчиком (в большинстве книг по психологии подчеркивается именно это). Соответственно, и игрушки они себе подбирают подходящие. Если что-то пошло не так - это скорее всего вина родителей (кто ж еще способен привить девочке комплекс неполноценности?). Тут вариантов два - либо девочка наиграется в мальчика, уничтожив таким образом свою травму, либо родители попытаются сделать из недомальчика девочку, чем окончательно утвердят дальнейшую линию поведения.
Ну а если родился транс... тут никакие куклы не помогут.
Я думаю, что тут все-таки имеется в виду ситуация, когда девочка интересуется только машинками и солдатиками, игнорируя кукол. Иначе непонятно получается - у кукол же должны быть машины XD
А идея сначала выложить девочке целый список запретов, а потом ждать, что она будет счастливой, мне заранее кажется провальной.
У меня, к примеру, были куклы, родители покупали. Но я в них не играла. Неинтересно и все. Я больше со зверятами возилась. Мячиками. Раскрасками и прочим.
Опять же, запрещать играть с мальчиками - заведомо воспитать неполноценного человека. Как такая девочка будет строить отношения с мужчинами? Исключительно через призму сексуальных желаний?
А ничего другого не остается!
По этому поводу Маргарита великолепную притчу запостила:
Приходит к отцу молодая девушка и говорит -
- Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил... что мне делать?
Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3 кастрюли.
- Что изменилось? - спросил он свою дочь.
- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде - ответила она.
- Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди - сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут...
- А кофе? - спросила дочь
- О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее - превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств - они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации...
Я считаю, что неизменен в первую очередь темперамент (хотя и темперамент в течение жизни может поменяться, но для этого нужно очень серьезное потрясение). Качества характера могут под воздействием окружающей среды любо пойти на пользу, либо во вред. Есть у меня знакомые сестры. Старшая очень упорная - именно упорная. Если уж что-то решила сделать - не остановиться до конца. А у младшей то же самое качество вылилось в упертость и упрямость. Не хочу - и все.
В книге наверняка имели в виду не поведение, а самоидентификацию ребенка с родителем своего пола. Это несколько другое... И игрушки тут не при чем. Если мать в семье вообще и по отношению к дочери (в частности) - аналог надзирателя в колонии строгого режима, если она только и делает, что дергает и ругает, то дочери подсознательно не захочется идентифицировать себя с женщиной, т.к. перед ее глазами пока еще один и самый яркий пример женщины - мать. Даже если у девочки при этом будут из игрушек одни только куклы, даже если ей искренне неинтересны машинки и солдатики, она все равно не захочет идентифицировать себя с женщиной.