тварь, воспитанная книгами
Навеяна дискуссией о девочках-призах у Дариана. Изначально хотел высказаться там, но тот спор окончательно ушел от литературы в неведомые дебри.
Так вот, некоторые героини у Тигра сильно ассоциируются с куклами. Не потому, что они выставляют себе цену в виде квеста. Но участие данных дам в действии близится к нулю, хотя они там напрямую присутствуют.
Вот у нас пришло время "Ч", наступил день "Х" и полная "Ж", короче, на дворе локальный апокалипсис. В это попадает абсолютно обычная девушка без всяких сверхспособностей. То ли она оказывается в плену у злого мага/инопланетников/вампиров/еще кого-то недоброго, то ли просто сидит на руинах города, а вокруг лес со зверями/мутантами/оборотнями и прочими неприятностями. Даже ежику понятно, что сама по себе она довольно быстро помрет. Потом приходит главгерой и ее спасает, потом они попадают в другие неприятности, и он опять ее спасает, потом они добираются до торжественного финала и хэппи-энд. Как вариант, ее спасает главзлодей, ибо понравилась, и уже потом от него ее будет выручать главгерой. Но при всем этом девица находится в полном ступоре. Она только пугается, удивляется и восхищается. Пугается зверей и злодеев, удивляется всему необычному (даже переживая телепортацию уже в n-ый раз, все равно будет изумляться и падать в обморок), восхищается главгероем.
Нет, Тигр вполне уважает слабых героинь, не машущих мечами и не кидающися магией, а их сильных сестер нередко именует "победой феминизма над здравым смыслом" (хотя при этом нежно любит). Но почему "слабая" означает "глупая"? Почему девица вообще ничего не делает? Никаких попыток самостоятельно выжить в лесу/сбежать из плена. Да, естественно, у нее ничего не может получиться, она все равно ослабеет/попадется охране, и дальше действие будет развиваться по указанным выше сценариям, но это уже покажет, что она - не вещь, а человек. А то нередко создается впечатление, что девочка самостоятельно шагу шагнуть не может, а достанется она главзлодею или главгерою ей решительно все равно.
Можно списать все это на панический страх, шок и полный ступор. Но вопрос: сколько человек находится в подобном состоянии? Если долго, то это уже называется сумасшествием, и вряд ли обезумевшее от ужаса существо будет мило щебетать с главгероем. А в обычном случае через какое-то время человек приходит в себя, соображает, что вокруг не ночной кошмар, а реальность, и надо в ней как-то выживать. Если пленница не может одной левой вырубить охранника, попутно снеся стенку, то это не значит, что других вариантов действия у нее нет. Попытаться связаться с другими пленниками, разговорить (а то и соблазнить!) того же охранника, сказать, что знает жутко ценные сведения, и готова ими поделиться, но в такой ужасной камере что-то выдавать отказывается наотрез. Вместо этого - бесконечные слезы и обмороки.
Кстати, и второстепенные персонажи мужского пола нередко ведут себя примерно так же. Только вместо обмороков - тупое ожидание, пока их не освободит главгерой. В то же время, герой, даже попав в плен, быстро найдет способ вырваться.
Так что это не дискриминация по половому признаку. Это хуже: то, что Клятый Вомпэр как-то назвал "кастой героев". То-есть имеются сильные ребята/девчата, вот им и предстоит бороться со злом, причем от крутого демона/мага/ситха до самого мелкого из его помощников, и наличествуют слабые, которые полностью бездействуют. Обычные квестовые NPC. И лично меня это до жути бесит.
Я понимаю, что шансов справиться с демоном у простого человека нет (допустим!), а темные силы карают без жалости, и примчавшийся на выручку главгерой не из камеры выпустит мятежника, а с дыбы снимет. Но тогда перед нами не NPC, за спасение которого дается экспа и артефакт, не вещь, которую перекидывают из рук в руки, а человек. И его можно уважать. И становится понятно, почему к такой героине не только герой, но даже главзлодей относится суважением (нет, не наше, не злодейское слово) интересом.
А иначе.. даже похищать скучно, честно слово.
Так вот, некоторые героини у Тигра сильно ассоциируются с куклами. Не потому, что они выставляют себе цену в виде квеста. Но участие данных дам в действии близится к нулю, хотя они там напрямую присутствуют.
Вот у нас пришло время "Ч", наступил день "Х" и полная "Ж", короче, на дворе локальный апокалипсис. В это попадает абсолютно обычная девушка без всяких сверхспособностей. То ли она оказывается в плену у злого мага/инопланетников/вампиров/еще кого-то недоброго, то ли просто сидит на руинах города, а вокруг лес со зверями/мутантами/оборотнями и прочими неприятностями. Даже ежику понятно, что сама по себе она довольно быстро помрет. Потом приходит главгерой и ее спасает, потом они попадают в другие неприятности, и он опять ее спасает, потом они добираются до торжественного финала и хэппи-энд. Как вариант, ее спасает главзлодей, ибо понравилась, и уже потом от него ее будет выручать главгерой. Но при всем этом девица находится в полном ступоре. Она только пугается, удивляется и восхищается. Пугается зверей и злодеев, удивляется всему необычному (даже переживая телепортацию уже в n-ый раз, все равно будет изумляться и падать в обморок), восхищается главгероем.
Нет, Тигр вполне уважает слабых героинь, не машущих мечами и не кидающися магией, а их сильных сестер нередко именует "победой феминизма над здравым смыслом" (хотя при этом нежно любит). Но почему "слабая" означает "глупая"? Почему девица вообще ничего не делает? Никаких попыток самостоятельно выжить в лесу/сбежать из плена. Да, естественно, у нее ничего не может получиться, она все равно ослабеет/попадется охране, и дальше действие будет развиваться по указанным выше сценариям, но это уже покажет, что она - не вещь, а человек. А то нередко создается впечатление, что девочка самостоятельно шагу шагнуть не может, а достанется она главзлодею или главгерою ей решительно все равно.
Можно списать все это на панический страх, шок и полный ступор. Но вопрос: сколько человек находится в подобном состоянии? Если долго, то это уже называется сумасшествием, и вряд ли обезумевшее от ужаса существо будет мило щебетать с главгероем. А в обычном случае через какое-то время человек приходит в себя, соображает, что вокруг не ночной кошмар, а реальность, и надо в ней как-то выживать. Если пленница не может одной левой вырубить охранника, попутно снеся стенку, то это не значит, что других вариантов действия у нее нет. Попытаться связаться с другими пленниками, разговорить (а то и соблазнить!) того же охранника, сказать, что знает жутко ценные сведения, и готова ими поделиться, но в такой ужасной камере что-то выдавать отказывается наотрез. Вместо этого - бесконечные слезы и обмороки.
Кстати, и второстепенные персонажи мужского пола нередко ведут себя примерно так же. Только вместо обмороков - тупое ожидание, пока их не освободит главгерой. В то же время, герой, даже попав в плен, быстро найдет способ вырваться.
Так что это не дискриминация по половому признаку. Это хуже: то, что Клятый Вомпэр как-то назвал "кастой героев". То-есть имеются сильные ребята/девчата, вот им и предстоит бороться со злом, причем от крутого демона/мага/ситха до самого мелкого из его помощников, и наличествуют слабые, которые полностью бездействуют. Обычные квестовые NPC. И лично меня это до жути бесит.
Я понимаю, что шансов справиться с демоном у простого человека нет (допустим!), а темные силы карают без жалости, и примчавшийся на выручку главгерой не из камеры выпустит мятежника, а с дыбы снимет. Но тогда перед нами не NPC, за спасение которого дается экспа и артефакт, не вещь, которую перекидывают из рук в руки, а человек. И его можно уважать. И становится понятно, почему к такой героине не только герой, но даже главзлодей относится с
А иначе.. даже похищать скучно, честно слово.
А что за дискуссия, о которой упоминается в начале поста? Можно ссыль?
Номер два - девочка не знает этой ситуации. Она в ней впервые. Она понятия не имеет, что прокатит, а что - нет. Это мы, умные и всезнающие читатели, видим весь мир как на ладони и знаем, что если пообщаться с пленником в соседней камере, он не пошлет нас далеко и надолго и не сообщит охране, будучи в состоянии шока и депрессии, а расскажет нам как отсюда выбраться. Девочка этого не знает.
Могу только напомнить то, как порой бывает сложно спасать кого-либо вообще. Человек в незнакомой ему ситуации подобен котенку на дереве - страшно, что делать - непонятно, кто-то лезет - лапой его!!!! Человек отличается только тем, что если он не совсем впал в шок, ему можно объяснить свои намерения. Но тогда можно не ждать, что он будет лезть в дело спасения самого себя, не разбираясь в ситуации и полностью положившись на спасителя. Спаситель-то разбирается. Чего же мне лезть, если я могу огрести за это?
Вспомни замечтательный эпизод с лабиринтом у Джерома. Что, народ, ходивший по лабиринту, все были сплошь вещами? Нет, живые, адекватные люди. Просто у них был Спаситель (а кто выступал в роли спасителя, думаю, помнишь), который прекрасно разбирается в лабиринтах! Вот ламмеры и не лезли под локоть. Чем все кончилось, думаю, тоже помнишь
Так что ситуация, конечно, неприятная, но жизненная.
Ну так именно что какое-то... а не постоянно. Если она будет в этом ступоре пребывать постоянно, изредка из него выпадая, чтобы пококетничать со Спасителем, то... Я вообще не знаю, зачем нужны такие героини) Оттенять крутизну главгероя? После того, как он с подобной девицей мучается всю книжку напролет, так и тянет посоветовать ему дать ей пинка под зад и жить дальше спокойно.
О себе любимой: меня тут поругали как раз за противоположное.
Меня куда больше бесят герои, которые все знают. Ну вот попала девушка в темницу - и знает все входы-выходы!!! Ключик добыла - вперееееееед! Охранника встретила - оглушила! Блин... эти люди когда-нибудь в своей жизни пытались оглушить человека? Это очень сложно. Особенно для субтильной девицы - силушки не хватит. Я пробовал. Бить придется долго, а охранник - не такая же субтильная девица и скорее всего отрубит героиню раньше
Так что либо у нас человек, который до смерти перепуган и ни во что не лезет, либо до крайности деятельный чувак, постоянно ошибающийся и выезжающий исключительно на везении, либо манчкин
Герои, которые все знают, меня просто добивают. Особенно десантники/десантницы, пограничники, спецназовцы... кого я еще забыла? Впрочем, скромные девушки, неожиданно обретающие Силу (да, именно с большой буквы), добивают еще больше.
В таком случае все еще хуже - это как граната в руках трехлетнего ребенка. То ли сам подорвется, то ли кого-нибудь еще нечаянно подорвет...
Я вот чего не понимаю... лунные клизмы больше раздавать некому?
Клятый_Вомпэр Понимаешь, авторы нередко забывают о временных рамках. Если девочка пробыла в плену полдня, это одно. Если она там сидит уже приличное время, ее не бьют и не мучают, то пора приходить в себя. Хотя бы пытаться узнать, что с ней будет. Конечно, все зависит от условий плена, от характера героини, но хочется этот характер увидеть. А это уже в воле автора. Пусть она хотя бы не одна в камере будет и заботится о раненой сокамернице. А то получается полный ноль.
На тему как вырваться из плена... У меня в одном большом творении по "Властелину Колец" был такой эпизод - главная героиня в плену у эльфов Ривенделла. Так вот, несмотря на то, что изначально ее опасной не считали, и никто ее не запирал, жила девушка почти как гостья, она боялась. И разведывала ходы-выходы оччень осторожно, пугаясь любого шороха, хотя девочка с даром прорицательницы в принципе могла предсказать, насколько рискованна данная вылазка. И все равно боялась. И никаких идей оглушить охранника, взять у него меч и нагло пойти к выходу не было. Просто потому что не справишься.
Хочется верить, что получилось правдоподобное поведение.
Но девочкам с лунными клизмами логика и осторожность не указ.
В реальности же сидеть сложа руки и ничего не делать в ситуации, когда за любое действие грозит смерть, и хорошо если быстрая и немучительная, - нормальное человеческое поведение. Я бы сказал, стандартное. Так ведут себя 90% заложников и, кстати, именно поэтому и выживают. Я сам не уверен, что вел бы себя по-другому (если бы, конечно, не запаниковал - паникующий Вомпэр представляет собой верную смерть для похитителей, заложников и спасателей
Если человек вмешивается - это тоже нормальное поведение, но нестандартное. Требуется зверь-обоснуй. Это не геройский поступок на поле боя - это героизм пополам с безрассудством, и еще не известно чего там больше. Тебе говорят "Сиди тихо и не рыпайся - и все будет ок" - а ты кидаешься в бой. Для этого заложник должен обладать особым типом личности - у него должен полностью отсутствовать инстинкт самосохранения, или же он должен изрядно подавляться болезненной обидчивостью и раздражительностью. Как?!! Меня?! В заложники??? Да плевал я на свою жизнь - я вам всем сейчас покажу!!!
Такое поведение возможно также в случае, если нашему герою грозит что-то похуже смерти.
Допустим, похищенной оказывается принцесса, а мы все знаем, что принцессы (я имею в виду стандартную представительницу королевской семьи, не взращенную по каким-то причинам в деревне, не пришлую - обычную дворцовскую) - существа изнеженные и неспособные к реальным действиям. Ты рамахнешься по сосне, а трахнешь по ноге (с). Девочка будет сидеть на заднице и рыдать, или истово молиться - все. Ее героизм может проявиться где-нибудь в конце книги, когда она впервые в жизни возьмет в руки пистолетик и кааааааак пальнет по главному злыдню во имя спасения жизни главного героя!!! И впервые в жизни попадет.
Если же наша принцесса вообще решает выполнять чужую работу, надо пояснить ее поведение. Допустим, действие происходит в другом мире, где принцессы получают истинно самурайское воспитание и считают плен - бесчестием, а побег из плена - долгом любой себя уважающей принцессы. Или действие происходит в нашем мире, но принцесса вот такая вот странная по каким-то причинам.
Обычно писатель концентрируется на главном герое, который обязан спасать героиню, потому что он ее любит, а все остальные, похоже, заняты посторонними делами. Поэтому выписать кренделя вокруг личности героини... ну принцесса она! Хрупкая и наивная, как и полагается принцессам. Что вы хотите от бедной девушки?
Так а упомнятух книшшках она не грозит. Заложники террористов - это уже наша реальность.
а мы все знаем, что принцессы (я имею в виду стандартную представительницу королевской семьи, не взращенную по каким-то причинам в деревне, не пришлую - обычную дворцовскую) - существа изнеженные и неспособные к реальным действиям. Кхем. Это вот и есть голливудское восприятие. Реальные принцессы с детства натаскивались и обучались, как ни странно, переносить всякие невзгоды. А также ремеслу и прочим наукам.
Плетение бисерного колечка это, конечно, очень хорошо, но в такой ситуации вряд ли пригодиться.
В книжках принцессе вполне может грозить смерть. Она же не знает, что придет в голову ее похитителю, если она откажется... ну, например, добровольно выйти за него замуж!
Насчет плена не уверен, конечно, но тепличными существвами большинство в реальности не было.
Жизнеспособность принцесс была на порядок выше, чем у средней представительницы буржуазии (вот где куколок плодили), но на тот же порядок ниже, чем у аристократки из какого-нибудь древнего рода средней руки или той же крестьянки. Большинство обладали весьма истеричным типом психики, часто - излишней религиозностью и тягой к мистицизму. Поэтому я в случае принцесс верю в пистолетик на последних пяти страницах книги, но не верю в более-менее успешные действия в плане спасения себя любимой.
Так это зависит не только от принцессы. Мало ли сильных мужчин сидели в своих темницах и дожидались пока за ними прийдут?
Всегда существует возможность, что твой побег закончится плохо. А так - тебя никто не трогает. Сидишь себе...
Обычно писатель концентрируется на главном герое, который обязан спасать героиню, потому что он ее любит, а все остальные, похоже, заняты посторонними делами. Поэтому выписать кренделя вокруг личности героини... ну принцесса она!
А хочется видеть и героиню тоже личностью. И в этом, кстати, проявляется талант писателя: как показать характер персонажа? Например, ее сажают в камеру вместе с больной или раненой женщиной. И вот милая наивная девочка пытается как-то помочь, рану перевязать, еще что-то.
Или (если умница) начинает продумывать план побега. Да, потом она просто не решится его осуществить. Но уже какое-то действие есть.
Я в теориях (да и в истории) не сильна, поэтому о жизнеспособности принцесс по сравнению с представительницами других классов рассуждать авторитетно не могу. Но мыслю примерно таким образом: если у автора принцесса в самом деле не может ничего поделать для своего спасения, только сидит, молится, кошелечки вяжет, не знаю, что еще... Пусть это будет нормально объяснено! Пусть автор хоть двумя-тремя словами скажет, что да, эта принцесса - вот такое тепличное растение, ее воспитывали няньки-мамки, шагу ступить самостоятельно не давали, и вообще она ничего руками делать не умеет, а от мысли о том, что можно шарахнуть стражника по башке ночным горшком или там соблазнить его, а потом уже шарахнуть, с ней делается истерический припадок. Или вообще ей такая мысль в голову прийти не может. И тогда - хоть сто порций, пусть сидит в башне и плетет бисерные кошелечки, ждет героя, ну а в финале, так и быть, с большого перепугу может подставить главгаду ножку.))
Если наоборот, принцесса (или не принцесса, а просто благородная девица) деятельна и изыскивает пути к спасению, то, опять же, пусть будет упомянуто не только как она это делает, но и почему. Ну, скажем, папа у нее был какой-нибудь мега-супер-пупер боец и разведчик, мечтал о сыне, а сына не было, вот он и научил дочку всему, что знал сам. Оно и пригодилось. Или она уговорила еще кого-нибудь ее научить. Хотя бы как-то так, а то когда такой вот оранжерейный цветок вдруг начинает замки шпилькой для волос открывать или отбирает у стражника меч и размахивает им, причем попадает по врагам, а не себе по ногам, как справедливо было замечено, это, мягко говоря, вызывает недоумение.
Ну и даже если принцесса/благородная девица/просто девица сама не может никого ни убить, ни пол ложкой проковырять, и если она не пребывает в перманентной истерике, то уж хотя бы слушать, что вокруг происходит, она может? (Ну да, если она сидит одна в каменном подвале, много не услышишь, но вряд ли принцессу станут так содержать
Если девица все-таки вменяема, пусть даже труслива до остолбенения, головой хотя бы она думать может, я думаю. Планы строить, пусть даже неосуществимые! Извиняюсь, опять свою красавицу в пример приведу: угодив в очередной раз в плен, она прикидывается идиоткой (это у нее отменно получается). И пока там решают, правда она дура или все-таки нет, пытается сообразить, удастся смыться или нет, а если удастся, куда дальше деваться. Выходит, что удрать не выйдет, а если и получится - куда бежать, она не знает. Ну да, положение вроде безвыходное, остается ждать помощи (которая не факт, что придет), но хотя бы обдумать возможные перспективы она в состоянии! А не сидит растением... Хотя она как раз слабая, трусливая и предпочитает при малейшем признаке опасности прятаться куда подальше, а не корчить из себя амазонку.
Понимаешь, авторы нередко забывают о временных рамках. Если девочка пробыла в плену полдня, это одно. Если она там сидит уже приличное время, ее не бьют и не мучают, то пора приходить в себя. Хотя бы пытаться узнать, что с ней будет. Конечно, все зависит от условий плена, от характера героини, но хочется этот характер увидеть. А это уже в воле автора. Пусть она хотя бы не одна в камере будет и заботится о раненой сокамернице. А то получается полный ноль.
Ну вот тут опять полный ППКС. Я уже не помню, когда последний раз мне попадалась героиня с характером. Пусть жалким, "бабским", что называется, истеричным, но - характером. Встречаю сплошь кукол каких-то картонных. Сидит, ждет у моря погоды. Чего ждет, почему ждет? Неизвестно. Или спасает всех и вся. Тоже непонятно, как и почему ей это удается.
Касательно поведения заложников, о котором говорили выше... Ну тут опять я в теории не сильна, но все же мне кажется, что это уже больше свойственно людям нашего времени. Ну вот не представляю я себе чОрного властелина, согнавшего человек сто заложников (в основном прекрасных принцесс, конечно), в одно место и поставившего над ними, скажем, орков с топорами. Дескать, кто рыпнется - той сейчас же голову рубить. (Попробовала вообразить картинку... на стеб тянет, да.) Если пленницы благородны, то, думаю, обращаться с ними должны пристойно. В том случае, если чОрный властелин не тупой отморозок, конечно, и если ему что-то надо от родственников этих пленниц, наверно, ему выгоднее, чтобы пленницы протянули подольше. (Да, можно посылать родственникам отрезанные пальчики, но где в таком случае гарантия, что озверевшие родственники не разнесут чОрный замок по камушку? А они, вероятно, могут, иначе на кой черт чОрному властелину развлекаться с заложницами, если с его могуществом можно получить все и так?)
Занесло меня... =)
В общем, вся моя болтовня сводится к одному: авторы, да заведите же себе. наконец, зверя-обоснуя!!
Огненный Тигр, творение пока не закончено. Вот отполирую, тогда милости просим. Хотя, по сути, это стеб. И именно над крутыми героинями, угодившими в другой мир и норовящими всех спасти либо втравливающими в неприятности своих спутников. =)
УПД. Пока сочиняла пост, Огненный Тигр сказал все намного короче и проще)))
Kira Kuroi Мыслим на одной волне!
Действительно, ценную пленницу будут держать так, чтобы она не померла от страха. А уж если этой пленницей сам чОрный властелин интересуется, то ее вообще постараются устроить со всеми удобствами. Не то еще пожалуется , что ее обижают, а высокопоставленный поклонник и покарает обидчиков, дабы девушке понравиться.