Не так давно пробежала, в том числе по Дайри, статья Билла Шатнера о синдроме Веруки Солт. О людях, считающих, что любимый актёр (писатель, певец, режиссёр) им принадлежит 24 на 7, обязан давать автографы и всячески развлекать фанатов. Лежит оно
, и, на мой взгляд, статья вполне здравая.
В комментах выцепились мнения, о которые Тигру охота поточить когти. Что всякие там шуты, фигляры и развлеканцы получают деньги от зрителей, значит, должны угождать этой самой публике постоянно и всеми способами, которые она пожелает. И что да, бывают поклонники-неадекваты, даже не Веруки Солт, а Энни Уилкс, но это просто судьбец, тут ничего не поделаешь.
Так вот, я уверен, что из Веруки Солт можно преспокойно вырастить Энни Уилкс. Потому что большинство людей, которые свято верят, что любимый актёр им принадлежит, более того, он должен быть им по гроб жизни благодарен за то, что они смотрят кино с ним, они не неадекваты. Просто для них это не отдельный человек, это вещь. У которой не может быть ни личной жизни, ни своего мнения. Да, шутки ради можно притвориться, что у твоей БЖД, твоего магнитофона или любимой кружки для чая свой характер, но всё равно, вещь должна знать своё место.
А гадкие негодные вещи почему-то не желают повиноваться. И Веруки реально страдают. Тоже из недавно найденного - некий товарищ из фэндома ЗВ заявляет, что истинный фанат - это не тот, кто пересмотрел все фильмы и вырезанные эпизоды, прочёл все книги и умеет писать ауребешем, а тот, кто ненавидит Лукаса, актёров и вообще всё отснятое и написанное, потому что оно недостаточно идеально. Заявление само по себе прелестное, одно то, что человек говорит за весь фэндом, уже хорошо. Но среди всего сказанного там был и пассаж, мол, мы все уверены, что Джорджу Лукасу стоило бы умереть, не помню точно, то ли сняв ОТ, то ли сняв только два первых фильма оригинальной трилогии. В общем, не так важно, когда именно, важно то, что человеку желают умереть за то, что снятые им фильмы не понравились. Да, возможно, это "просто фраза", но почему-то ведь фанат не сказал, что это ему самому надо было бы умереть до того, как на экран выйдет то, что так оскорбило его нежный фанатский вкус. Даже ради красного словца не сказал. Я не считаю ЗВ неким идеалом, Лукаса есть за что критиковать, а уж новые эпизоды, снятые уже Диснеем, ИМХО, глупы и противны, особенно по сравнению с тем, какие продолжения писались раньше, но это не повод рассуждать, что кому-то стоило бы умереть. И если общий текст был такой, очень верукинский - нет, я, конечно, возьму то, что мне принесли, но похвалить тех, кто это сделал - да за что, они же посмели не сделать всё так, как мне придумалось, то вот за пассажем про смерть режиссёра мелькает Энни Уилкс.
И это не единственный пример, когда Верука вдруг начинает истерить так, что становится жутко. Те же "Охотницы за привидениями", в общем-то рядовое кинцо, там и оригинальный фильм далеко не шедевр, но количество людей, которые стали рвать тельняшку на груди "Вы растоптали моё детство!", просто поражало. Что характерно, этих людей не загоняли насильно смотреть "Охотниц", не стирали их любимый оригинал, а заодно мультсериал. Это не какая-то суровая драма, киноклассика, "покушение" на которую может спровоцировать резкую реакцию, потому что как бы покушаются на историю и издеваются над, к примеру, погибшими героями войны, это комедия, жанр, которому сами ками велели быть полигоном для всяких экспериментов и клоунады.
Казалось бы, не нравится - не читай, не смотри, создай у себя в голове свои правильные ЗВ и будь счастлив. Нормально, что какая-то книга, фильм или игра не нравятся, ненормально впадать из-за этого в истерику, как будто автор создал своё произведение исключительно против тебя, и уж тем более - желать автору, режиссёру, актёрам и всем сопричастным все кары небесные. Ещё раз подчеркну - я не говорю о вещах, проповедующих какие-то фашистские идеи, о намеренном оскорблении святынь, будь то религиозных или исторических. Хотя и то когда оскорбление начинают усматривать в каждом чихе, это нездраво, но это уже о другом.
А беда Верук в том, что личные границы у них распространяются едва ли не на весь мир. Всё должно вести себя так, как ей хочется. Проблема в том, что мир не подчиняется, в итоге эти самые личные границы мало того, что распухли, так ещё и болят от столкновений с жёсткой реальностью. Гнусные авторы смеют писать ненравящиеся книги, гнусные режиссёры снимают не те сюжеты, которые в голове у Веруки, гнусные актёры смеют не воплощать её любимые пейринги ни на экране, ни в реальности. Всё то, что при вменяемом отношении даёт ну разве что разочарование в писателе или режиссёре, при должной самонакрутке превращается в трагедию и оскорбление. И да, оно, конечно, самонакрутка, но ведь больно же. Как говорится, при желании можно себя накрутить так, что от укола кнопки в обморок грохнешься. А от постоянной боли, каким бы ни был её источник, человек звереет. Вот и получается, что Верука, раз за разом не получающая того, что, как она считает, принадлежит ей по праву, может доехать крышенькой до Энни Уилкс.
Не хочешь давать автографы и общаться с фанатами - не давай и не общайся, но отдавай себе отчёт в том, что твоя популярность из-за этого будет падать.
Вот когда в 2010 г я себя поймала на чем-то подобном, это был последний и самый грозный сигнал, что таблеточки таки-да пить надо, и лучше плюс два размера шмотья, чем вот такое в башке.
В общем, перефразируя Стругацких, человек сплошь и рядом не может контролировать свои реакции, на то он и человек. Но он может умом понять, что сие есть очень и очень нездраво, принять какие-то меры вплоть до лечения, и тогда у него остается шанс.
А вот когда подобное оправдывается и "а чо тут такова"... а ведь тенденция к этому растет и крепнет.
И тут, мне кажется, еще немалую роль играют всякие фикбуки, ФБ и прочие прода-ресурсы. Когда потребитель видит, что без его комментов и лайков кому-то нехорошо, он рано или поздно приходит к мысли, что сами эти комменты и лайки стоят не менее дорого, чем произведенное, и любой автор / режиссер так же болезненно нуждается в читателе / зрителе. Типа раз они конкурируют за внимание его-любимого, то обязаны умереть, но додать... причем то, что додача именно ему-любимому может означать плевок в душу кому-то другому, ему либо не приходит в голову, либо по сараю.
Клятый_Вомпэр Я даже думаю, что у многих это и от чрезмерной занятости тоже. Времени и сил на поглощение серьезных произведений не хватает, размышлять и рефлексировать некуда, психика расшатана вконец - что тут может выйти хорошего и адекватного?
Могу только неистово плюсануть, ибо наблюдаю такой пример не просто в непосредственной близи, а в непосредственном отношении к собственному качеству жизни. Проще говоря, был совместный проект, да весь вышел именно в силу выше процитированного, и либо я найду в себе силы доделать это одна - но уже без всякого удовольствия от самого процесса, просто ради закрытия гештальта, - либо все так и уйдет в песок.
Извини, теперь уже не соглашусь. По такой логике, ещё вернее будет оставить человека без всякой возможности донести своё мнение - вогнать в кому, запереть в карцере без связи. Да, наверно, если человек практически сдыхает, ему не до фильмов и не до книг, но концлагерь - не норма и не лечение.
MarionaWL Как-то так.
Кодзю Тацуки В общем, перефразируя Стругацких, человек сплошь и рядом не может контролировать свои реакции, на то он и человек. Но он может умом понять, что сие есть очень и очень нездраво, принять какие-то меры вплоть до лечения, и тогда у него остается шанс. А вот когда подобное оправдывается и "а чо тут такова"... а ведь тенденция к этому растет и крепнет.
Вот да. На то на мозг и дан, чтобы думать и отлавливать.
Быть актёром - это работа. А в любой более-менее цивилизованной стране есть Трудовой Кодекс или его аналог, регламентирующий соотношение рабочего времени и выходных. Если некую работу требуется делать в режиме 24/7 - то это не ложится на плечи одного человека.
И мне очень интересно представить реакцию очередной Веруки, которую начальник попросил поработать в таком режиме хотя бы месяцок, заявив "Я вам за это деньги плачу".
Впрочем, двойные стандарты у таких Верук всегда цветут и пахнут, им не объяснишь...
Да, актриса имеет обязательства перед фанатами. Один раз за прогон спектакля она должна устроить для них специальную чайную церемонию, где можно и взять автограф, и задать вопросы, и даже поиграть вместе в какие-то игры.
Но и фанаты имеют обязательства перед актрисой. Вне чайной церемонии она ничего тебе не должна. Можно разве что передать подарок или письмо на входе в театр или выходе из него, тогда же можно фоткать... но все это НЕ ЗАДЕРЖИВАЯ кумира и с разрешения гвардии фан-клуба - тех, кто специально следит, чтобы сторонние фанаты не наглели (а если кто сам злоупотребит и обнаглеет, то тупо вылетит из гвардии).
В общем, это область жизни, где ритуал реально рулит, и если его нет, то жизнь усложняется у обеих сторон.
А так - нетоварищи смотрят фильмы с актёром только потому, что он милостиво разрешил им полюбоваться собой на экране.
Кодзю Тацуки, очень здравая организация, ага.
Но вариант Такаразуки, конечно, очень красив.
Арджи Линсе Так именно что. Более того, свою актёрскую работу он сделал тем, что сыграл Кирка, об автографах там речи не было вообще. И тем, что вы посмотрели фильм с данным актёром, вы не купили его. Всякие ужины со звездой и прочая - это за отдельную плату. И то не все актёры на это подписываются.
А описанная мной выше система выработалась именно как защита от тех самых почитателей, которые, как я писала в V&C, мышиными зубками отгрызают от кумира по кусочку.
Про мышиные зубки - прекрасно. Вот да, именно так.
Тао2 И кучи оно за собой оставляет в коровьем размере.
Так, я думаю, актёры осознают. И Билл Шаттнер вполне понимает, что может оттолкнуть часть аудитории.
И, возможно, специально так делает, ибо эта самая часть аудитории, которую оттолкнёт такое поведение, как раз и будет содержать в себе все неприятные элементы. Чистка своего окружения собственным поведением.
И ещё меня поражает, что всё упирается в чёртов автограф. То есть не дал автограф - и всё, сыгранное сразу обесценилось, капитан Кирк нам не мил, фу-фу-фу. Кстати говоря, где-то пробегало, что автографы выпрашивают не потому, что без них жизнь не в жизнь, депрессия заедает, а потому, что их потом можно выгодно продать. То есть никакая это не любовь к актёру, это банальное стремление нажиться.
Ну или как следует померяться. И раскинуть пальцы на семь вёрст окрест.
Не всем хватило, некоторые в очереди за второй наглостью застряли.
Ок, когда это автор-фикер-хомяковод, то он додает хомкам, ему хомки нужны, он с них стрижет бабло на издание своего писания (лекции, сеансы, еще чего) и поглажки... А когда речь о реальных авторах-актерах-режиссерах - ну право, им прям дело должно быть до жахнутых граждан (даже если граждане в том числе фапают на их произведение)...