тварь, воспитанная книгами
Вообще такой жанр фиков, как кроссовер, Тигр любит. Особенно если знает оба скрещиваемых канона и, с его точки зрения, этого ежа с этим ужом скрестить можно. К примеру, большую часть "школьных АУ" я не ем в размере более юморной зарисовки потому, что дух тех, кого переносили, теряется совершенно. Хотя и в этом попадаются дивные вещи.
Но вот есть достаточно частый момент, от которого Тигр несколько в афиге. Когда "скрещивание" идёт с явным продавливанием одной стороны. Возможно, он не такой и частый, просто я на него натыкаюсь из-за любви к Вахе и кроссоверам с ней. Канон превозмогательный и крутой, поэтому мы закидываем в другой мир космодесантников и любуемся, как они нагибают. Как выносят все нечеловеческие расы. Как строят из человеческих государств/планет миниатюрный Империум. Нагибают. Ещё раз нагибают. И... что?
Логично, что если ваше оружие обгоняет оружие противников на несколько поколений, то без очень сильных дополнительных факторов на той стороне вы этих противников таки победите. А где, собственно, конфликт? Нет, понятно, что литература не обязана подбирать противников равного уровня, но штука в другом - где та вещь, за которой читатель будет следить с нервным переживанием? Моральными терзаниями подобные авторы обычно тоже не заморачиваются, космодесантник знает, что надо делать, и он это делает. Другая сторона либо должна это всё смиренно принимать, либо их жалкое сопротивление будет уничтожено.
И вот тут вспоминается мне цитата из Честертона, что интересно читать про Джека, побеждающего великана, но не про великана, побеждающего хоть десяток Джеков. Потому что мы все прекрасно понимаем, что ничего сложного в том, чтобы победить того или даже тех, кто тебя слабее, нет. И чтобы великан стал героем истории, ему надо найти противника, который будет в десять раз больше него, то есть самому стать Джеком.
А когда тебе в качестве героя подсовывают дредноут среди утят, да ещё и не скупятся на пафос в описании того, как он этих самых утят давит или строит... ну что сказать, скучно, девицы.
Но вот есть достаточно частый момент, от которого Тигр несколько в афиге. Когда "скрещивание" идёт с явным продавливанием одной стороны. Возможно, он не такой и частый, просто я на него натыкаюсь из-за любви к Вахе и кроссоверам с ней. Канон превозмогательный и крутой, поэтому мы закидываем в другой мир космодесантников и любуемся, как они нагибают. Как выносят все нечеловеческие расы. Как строят из человеческих государств/планет миниатюрный Империум. Нагибают. Ещё раз нагибают. И... что?
Логично, что если ваше оружие обгоняет оружие противников на несколько поколений, то без очень сильных дополнительных факторов на той стороне вы этих противников таки победите. А где, собственно, конфликт? Нет, понятно, что литература не обязана подбирать противников равного уровня, но штука в другом - где та вещь, за которой читатель будет следить с нервным переживанием? Моральными терзаниями подобные авторы обычно тоже не заморачиваются, космодесантник знает, что надо делать, и он это делает. Другая сторона либо должна это всё смиренно принимать, либо их жалкое сопротивление будет уничтожено.
И вот тут вспоминается мне цитата из Честертона, что интересно читать про Джека, побеждающего великана, но не про великана, побеждающего хоть десяток Джеков. Потому что мы все прекрасно понимаем, что ничего сложного в том, чтобы победить того или даже тех, кто тебя слабее, нет. И чтобы великан стал героем истории, ему надо найти противника, который будет в десять раз больше него, то есть самому стать Джеком.
А когда тебе в качестве героя подсовывают дредноут среди утят, да ещё и не скупятся на пафос в описании того, как он этих самых утят давит или строит... ну что сказать, скучно, девицы.
Может быть не столько сублимация, сколько, как бы сказать, жажда справедливости. Поэтому же так популярна нынче всякая альтернативная история. Дамби гад? А я его Робокопом по голове! Англичане сволочи, а буры няшечки? Попаданца туда с ноутбуком, промежуточным патроном и песнями Высоцкого - пусть переиграет "слабым манием руки" англо-бурскую войну так, как мне хочется. Неважно, что на выходе получилось нечитаемое чёрт-те что, в котором даже красивого, смачно описанного нагибаторства нет - плохие парни наказаны, хорошие получили награду, авторское чувство справедливости поглажено. Всё.) А самое обидное, что при некоторой доле разума и терпения даже из этого можно сделать вполне приличную вещь - например заставить того же Дамби думать, откуда этот Робокоп свалился на его голову и что с ним теперь делать.
Вспомнила, что мне попадалось энное количество попаданчества такого же уровня. Как фикрайтерское ("пришёл я, такой крутой, в Арду/в Хогвартс с автоматом"), так и с претензией на альтернативно-исторический сюжет. И да, герой там не может быть слабым, он с самого начала должен всех нагибать, даже если он подросток. С тоской вспоминаю Злотникова и Бушкова, у них попаданцы, будучи крутыми, всё равно время от времени огребали и периодически рефлексировали о последствиях своих действий.
Собственно говоря, мне это тоже не очень понятно. Тема культурного столкновения и конфликта - одна из моих любимых, но как раз раскатывание не очень интересно. Мне любопытнее проследить, как гость может решить проблему мира, в который попал, именно благодаря своей иномирности - даже не силам, а совершенно другому воспитанию и образу мышления, который позволяет взглянуть под углом, даже не приходящим местным в голову. Этим мне кроссоверы и нравятся.
В свою очередь, не менее интересно то, как обитатели этого мира будут реагировать на пришельца, и как будут приспосабливаться к нему как новому фактору в своей реальности. Вот где, к слову, у жителей ДДГ опыт богатый.
(С Вархаммером, кстати, видел и иной вариант - как доказывали, что технологии его примитивны, и любая иная космо-вселенная его раскатает).
Проблема в том, что раскатывающие авторы еще и о правилах совмещения нечасто задумываются. Что увы.
Про альтернативную историю - ППКС. Люблю этот жанр, но вы мне покажите, во-первых, как у вас эта альтернативная версия складывается, во-вторых, что будет потом, если не Иксы победили Игреков, а Игреки Иксов. Покажите мне реальную живую картинку победы Игреков. Какие в этом мире плюсы, какие минусы. А то, что обычно изображают, это какая-то агитка "Вступай в армию Игреков, потому что Иксы - зло". Не спасибо.
И да, люди не понимают, что если война показана как лёгкое отстреливание противника, то это не интересно. Если не чувствуется риска, что наш попаданец может больно огрести пулю в какую-нибудь часть тела... всё, мы не видим героя. Нечитаемое чёртичто. И не потому, что данный сюжет нельзя развить, а потому что авторы не умеют и не хотят.
Лайверин О да, в Хогвартс с автоматом. Причём порой автомат даже магический, но всё равно - есть некий Икс, который владеет сильно могучим заклятием, доставшимся ему от бабушки, и он это заклятие так применяет и сяк применяет, и об косяк применяет. Только когда вся история сводится к тому, что человек пришёл и нажал кнопку, и так пять (в лучшем случае) раз... нафига это читать?
V-Z Я бы сказал, раскатывающие авторы вообще мало о чём задумываются. Ни о совмещении технологий, ни о конфликте культур, там чёткое ощущение игры на минимальной сложности. А я иду и выношу.
И насчёт норм литературы - на мой вкус, это не какие-то высокие нормы с уроков литературы, а те законы, которые стоит соблюдать, чтобы текст был читаемый. Это всё равно, что сказать - ну это же фанфик, зачем нам соблюдать нормы орфографии? Затем, чтобы текст был читаемый. И с нормами литературы то же самое.
Хотя да, некоторые не понимают, что к чему. Я помню, как народ удивлялся, что в моём драббле оказался неожиданный финал. Вот вроде начинается с того, что герои должны заняться горячим интимом, а выворачивается в итоге на другое. А я поражался, что это кого-то удивляет. Ну блин, если герои с первой фразы должны что-то сделать, и они это делают, это скучно. Тогда нафиг вообще читать, если сразу всё понятно?
"Нелитературные" фики - они ведь сродни фастфуду с его четким wysiwyg. Если орфографию тут можно приравнять к однозначно нужной съедобности ингредиентов, то сюжет, конфликт и разнообразные сюрпризы от автора - это уже высокая кухня, которая в фастфуде не требуется.
З.Ы. Надеюсь, мои комменты нельзя принять за запрет высказываться на тему).
Не всегда.) Иногда вся соль не в том, что должны сделать и делают - а в том, как они это делают. Это тоже преинтереснейшая тема, но, естественно, требовательная к исполнению.
(Вот как раз сейчас на МТ-примерах анализировал).
И припомнилось мне, в какой шок и трепет в своё время привёл дев-фанфикописиц финал сериала "Лексс", когда дело стремительным домкратом летело к хэппи-энду и вдруг фигакс!.. Но авторы "Лексса" вообще собрали все литературные и киноштампы, вывернули их наизнанку и жестоко обстебали.
V-Z А это уже другое. Такой фик пересказом на строчку не заменишь - потеряется суть.
Хонор Харрингтон Не смотрел, но охотно верю.
Не проще ли справляться крестиком в правом углу?
Не проще, потому что жалко некоторых персонажей из «плохого» канона.
И вообще, на самом деле, преодолевания необязательны, особенно для фанфиков. Флафф тоже жанр.
Огненный Тигр, Это, ну не знаю, как взять давно знакомую игру, поставить минимальный уровень сложности и проходить.
Поглазеть на локации, послушать музыку и т. д. и т. п.? По-моему, неудачная метафора.
Мэлис Крэш, Мне кажется, тут бывает и симметрия по другой оси. Условный Джек изначально настолько превосходил тех персонажей, с которыми по мнению читателя канона поступил несправедливо, что любое превосходство великана над Джеком в фанфике этим несправедливым поступком компенсируется.
Грубо говоря, имеет место ситуация а-ля "Хулиган Вася напал на детей в песочнице и получил люлей от проходившего мимо дяди Степы-милиционера". Дядя Степа по сравнению с хулиганом Васей настолько крут, что это то самое "чистое нагибание без хотя какого-то риска для великана". Однако интересность чтения от продавливания одной стороны не страдает.
Да! Кстати, в ГП-фандоме был интересный феномен. Один автор написал серию макси про феерическую Мэри Сью, просто-таки эталонную. Другой автор написал АУ по этому фанфику, в котором эпично воевал покрутевшим Гарри Поттером с этой Мэри Сью и в конце концов её победил. У него даже своя крутая-прекрутая ОЖП была, которая стала девушкой Гарри, но на фоне первой Мэри Сью она выглядела нормальным персонажем. Потому что на фоне Пэнтекуин Валькери де Сильвия Фиона Серена Октавия дель Чарна Аэнаин Шива Аделаида фон Циэль Адриэн эль Игнисса Драако-Морте Дракула-Цепеш слишком крутой выглядеть невозможно!
Иначе... это всё равно, что написать фик, как герои просто пьют чай и едят булочки. Они не говорят ни о чём, они сидят и жуют. Вокруг мило и удобно. И что? Скучно же, если, по сути, просто перечислены, пусть даже расписанные красивым языком действия, один размешал сахар, другой просто смотрел, как тает кубик тростникового сахара, откусил такую булочку, придвинул товарищу другую. И что бы это получило какой-то смысл, должно оказаться, что по какой-то причине вот это всё малореально. Допустим, у нас "за окном" война, голод и ужас, а это сон. Или один из товарищей погиб/уехал за моря/они насмерть рассорились, и вот второму снится такое тихое времяпровождение - что счастьем было бы уже просто посидеть и попить чай. И да, даже если в каноне мы понимаем, почему, скажем, Люк с Дартом Вейдером так за чашечкой чая в реале сидеть не могут, но очень желательно хотя бы строчкой в фике упомянуть, что не так.
Насчёт "жаль героев плохого канона" - да, понимаю, сам такой. Но мне всегда казалось, что написать фик, где придёт нечто всемогущее, сходу разрулит их проблемы и всё устроит, как надо - это обесценит самих героев, всё, что они сделали. Получится, что пришла нянюшка, плохих отшлёпала, хорошим конфетку дала.
Мэрисьюшное имя было, конечно, прекрасно.
Огненный Тигр, И что бы это получило какой-то смысл, должно оказаться, что по какой-то причине вот это всё малореально. Допустим, у нас "за окном" война, голод и ужас, а это сон. Или один из товарищей погиб/уехал за моря/они насмерть рассорились, и вот второму снится такое тихое времяпровождение - что счастьем было бы уже просто посидеть и попить чай.
Мэлис Крэш, У героев "за окном" канон, в любом случае.
Именно! И в случае флаффа даже не всякий канон требует АУ, иногда счастье героев вполне возможно, просто не показано сколько-нибудь подробно.
Флафф пишут и читают затем, чтобы у героев всё было хорошо. Это единственная причина.
Отдельно про собственно кроссоверы. Сразу скажу, что я — сомнительный пример, потому что всем жанрам, включая нагибаторство, я предпочитаю херт-комфорт.
Огненный Тигр, Насчёт "жаль героев плохого канона" - да, понимаю, сам такой. Но мне всегда казалось, что написать фик, где придёт нечто всемогущее, сходу разрулит их проблемы и всё устроит, как надо - это обесценит самих героев, всё, что они сделали. Получится, что пришла нянюшка, плохих отшлёпала, хорошим конфетку дала.
А что, если героев обесценил сам автор канона? Вот, например, Дмитрий Емец. Писать по нему фики я вряд ли когда-либо буду, мне не настолько интересно. читать дальше
Другой канон, по которому я, может, даже когда-то напишу — «Юная революционерка Утэна». читать дальше
Оооо, вот это, кстати, да. Мне в половину аниме хочется засунуть какую-нибудь девицу, которая просто умеет спрашивать "Чо?"
Да и не только в аниме. Вон у Дяченок весь конфликт построен на манипуляции чувством вины. Всегда. А такой опции, как "послать на три буквы", в мир не завезли.