тварь, воспитанная книгами
Вообще такой жанр фиков, как кроссовер, Тигр любит. Особенно если знает оба скрещиваемых канона и, с его точки зрения, этого ежа с этим ужом скрестить можно. К примеру, большую часть "школьных АУ" я не ем в размере более юморной зарисовки потому, что дух тех, кого переносили, теряется совершенно. Хотя и в этом попадаются дивные вещи.
Но вот есть достаточно частый момент, от которого Тигр несколько в афиге. Когда "скрещивание" идёт с явным продавливанием одной стороны. Возможно, он не такой и частый, просто я на него натыкаюсь из-за любви к Вахе и кроссоверам с ней. Канон превозмогательный и крутой, поэтому мы закидываем в другой мир космодесантников и любуемся, как они нагибают. Как выносят все нечеловеческие расы. Как строят из человеческих государств/планет миниатюрный Империум. Нагибают. Ещё раз нагибают. И... что?
Логично, что если ваше оружие обгоняет оружие противников на несколько поколений, то без очень сильных дополнительных факторов на той стороне вы этих противников таки победите. А где, собственно, конфликт? Нет, понятно, что литература не обязана подбирать противников равного уровня, но штука в другом - где та вещь, за которой читатель будет следить с нервным переживанием? Моральными терзаниями подобные авторы обычно тоже не заморачиваются, космодесантник знает, что надо делать, и он это делает. Другая сторона либо должна это всё смиренно принимать, либо их жалкое сопротивление будет уничтожено.
И вот тут вспоминается мне цитата из Честертона, что интересно читать про Джека, побеждающего великана, но не про великана, побеждающего хоть десяток Джеков. Потому что мы все прекрасно понимаем, что ничего сложного в том, чтобы победить того или даже тех, кто тебя слабее, нет. И чтобы великан стал героем истории, ему надо найти противника, который будет в десять раз больше него, то есть самому стать Джеком.
А когда тебе в качестве героя подсовывают дредноут среди утят, да ещё и не скупятся на пафос в описании того, как он этих самых утят давит или строит... ну что сказать, скучно, девицы.
Но вот есть достаточно частый момент, от которого Тигр несколько в афиге. Когда "скрещивание" идёт с явным продавливанием одной стороны. Возможно, он не такой и частый, просто я на него натыкаюсь из-за любви к Вахе и кроссоверам с ней. Канон превозмогательный и крутой, поэтому мы закидываем в другой мир космодесантников и любуемся, как они нагибают. Как выносят все нечеловеческие расы. Как строят из человеческих государств/планет миниатюрный Империум. Нагибают. Ещё раз нагибают. И... что?
Логично, что если ваше оружие обгоняет оружие противников на несколько поколений, то без очень сильных дополнительных факторов на той стороне вы этих противников таки победите. А где, собственно, конфликт? Нет, понятно, что литература не обязана подбирать противников равного уровня, но штука в другом - где та вещь, за которой читатель будет следить с нервным переживанием? Моральными терзаниями подобные авторы обычно тоже не заморачиваются, космодесантник знает, что надо делать, и он это делает. Другая сторона либо должна это всё смиренно принимать, либо их жалкое сопротивление будет уничтожено.
И вот тут вспоминается мне цитата из Честертона, что интересно читать про Джека, побеждающего великана, но не про великана, побеждающего хоть десяток Джеков. Потому что мы все прекрасно понимаем, что ничего сложного в том, чтобы победить того или даже тех, кто тебя слабее, нет. И чтобы великан стал героем истории, ему надо найти противника, который будет в десять раз больше него, то есть самому стать Джеком.
А когда тебе в качестве героя подсовывают дредноут среди утят, да ещё и не скупятся на пафос в описании того, как он этих самых утят давит или строит... ну что сказать, скучно, девицы.
На самом деле конфликт начинается ровно тогда, когда у болтеров кончаются боеприпасы (особенно если мир вахи, действительно оказывается продвинутей второй вселенной). А уж о том, что толпой гвардейцев можно и дредноут запинать, нам еще Боуден писал.
Лайверин Вот именно что неаппетитно. И вызывает даже не обиду, а брезгливость какую-то.
Badb Catha То ли не умеют, то ли не могут. Такое ощущение, что энному количеству авторов надо, чтобы герой всегда был на пьедестале. Любого врага - щелчком пальцев, любую проблему - с полпинка. И не понимают эти прекрасные люди, что если человек всегда пьедестале, читать там нечего. Если нет риска неудачи, нет истории.
Dernhelm Забавно. Невольно хочется спросить у автора, а зачем писать по тому, что бесит? Не проще ли справляться крестиком в правом углу?
Как по мне, это не "тоже", а корень проблемы. Я работала с подобным человеком как редактор его собственной натворени, не фанфика, и могу сказать, что тут первичен именно опред. этический дальтонизм. Как дальтоник не знает, что такое цвет, и хрен ты ему объяснишь, так тут слепота на некоторые этические вещи, и, в частности, на ситуацию сложного морального выбора. То есть реально для подобного товарища всего этого нет, и потому он об этом не пишет. Чего тут раздумывать и терзаться, хватай самую сильную дубину (самую продвинутую технологию, артефакт Предтеч и т.п.) и вдарь ПРОБЛЕМУ со всей силы. Именно проблему, не противника - иначе как проблема противник вообще не рассматривается. Ну а поскольку у нас фантастика, то для решения проблемы всегда можно выдумать сверхкрутую "марсианскую штуковину".
И то, что про дредноут среди утят читать скучно, и это не сюжет, ты такому субъекту тоже не объяснишь - для него как раз именно про такое-то и интересно, и почему не интересно другим, он вряд ли поймет.
Да, "фанфики из мести" не обязательно могут проистекать из такой этической слепоты, но как мне кажется, большая часть таких асимметричных кроссоверов базируется как раз на подобном мировидении.
Грубо говоря, имеет место ситуация а-ля "Хулиган Вася напал на детей в песочнице и получил люлей от проходившего мимо дяди Степы-милиционера". Дядя Степа по сравнению с хулиганом Васей настолько крут, что это то самое "чистое нагибание без хотя какого-то риска для великана". Однако интересность чтения от продавливания одной стороны не страдает.
Мэлис Крэш Так если условный Джек изначально сам кого-то так нагибает, то он уже, простите, великан. И явление рыцаря/архангела/дракона, прилетевшего его покарать - это совсем другая тема. Это бы я сюда даже не относил. Я не зря говорю, что рассматриваю только те каноны, которые знаю, чтобы понять, кого и за что бьют.
Vento Notturno О да. Кстати говоря, этим не только кроссоверы страдают. Читал я один фик по Гарри Поттеру. Началось довольно бодро и интересно... а в итоге плюнул и закрыл на середине. Потому что автор своими героями с полпинка разрешает те проблемы, над которыми в каноне бились, и чувствуется явный намёк "вот какие там в каноне тупые, а вот мыыыы". И ведь тоже явно не понимает, что не так. А "не так" простейшая вещь - это не преодоление, не решение, это вундервафля и насмешка. Да, в фэнтези всегда можно выдумать "древний артефакт" или там "могучее заклинание", как в фантастике "марсианскую штуковину". Но если всё сводится к тому, что вот у нас команда героев, которые обладают такими суперзаклинаниями и знаниями, что по сравнению с ними и Дамблдор, и все прочие - щенки сопливые, то... а зачем это писать? Ну ок, мы поняли, что вы крутые.
То есть, вот прочел человек "Гарри Поттера" и решил, что Дамблдор был очень не прав. Поэтому любой более-менее грамотный фанфик о том, как Дамблдора нагибают крутые герои с марсианскими вундервафлями, будет таким читателем восприниматься как "поделом ему!", и вся крутизна героев в глазах автора фика и читателя уже оправдана тем, что им надо покарать нехорошего человека. Ах, нехороший человек по сравнению с ними щенок сопливый? Ну так и нагадил этот нехороший человек детям, так что все справедливо.
Вот такая логика, и ее можно понять.
Мэлис Крэш Но со стороны выглядит сие, конечно, прылестно.
Как любитель кросоверов и автор собственного кросоверного сеттинга, ставшего полноценным миром - люто бешено плюсую. Я как раз нежно люблю этот жанр, но главная прелесть его для меня как раз в столкновении культур, технологий и мировоззрений. А в ногебании этого нет. ИМХО, любой ногебарторский текст - хоть фанфик, хоть оридж - скучен до зевоты и совершенно бессмысленен, как и допустим, порнографический текст, где нет ничего, кроме секса. Потому что это чистая сублимация, которая даже не пытается маскироваться под что-то еще. Я понимаю, зачем такое писать - сублимация на бумагу вещь психологически очень полезная. Но читать такое - а смысл?
ППКС.
Мэлис Крэш Ну с такой точки зрения вообще вся литература в какой-то мере сублимация. В конце концов, мало ли оригинальных произведений, написанных чисто ради того, чтобы полюбоваться, как могучий герой нагибает? Или как автор наказывает всех, кто его в жизни не оценили. НО! Лично для меня фанфик, будь то кроссоверный или нет, это текст. Литературное произведение. И живёт он по законам литературы. Я понимаю, что для кого-то сам факт, что Дамби - гад или что нравящуюся пару уложили в постель, это уже повод читать и восхищаться. Мне нужен сюжет. Вне зависимости от того, Дамби - гад, Дамби - гей или Дамби - Палпатин, мне хочется видеть литературное произведение. В котором у противников Дамблдора есть шанс проиграть, иначе в этом противостоянии смысла нет. Или, если речь о каком-то воздаянии высших сил, чтобы было понятно, почему оные вмешались. То есть если Дамблдор сидит и обдумывает зловещий план по использованию бедного Гарри Поттера в своих целях, а к нему является призрак Лили Поттер и мучительно его убивает, то да, не важно, что Альбус не способен противостоять призраку, не важно, насколько она сильнее по сравнению с ним. Тут важно другое - мотив воздаяния. Если автор не удосужился прописать этот мотив, получается, что призрак просто мучает Дамблдора. И что? И всё.
Понятно, что писать можно и так, но мне это скучно. Как скучно читать книгу, в которой герой проходит по сюжету, как сало сквозь утку, ни в чём не изменившись, ни о чём не задумавшись. Увешивание артефактами - это не динамика, это автор щедрой рукой выдаёт герою плюшки. Нагибание врагов ради нагибания врагов - тоже весьма условная динамика. Должна быть цель, должен быть риск, должен быть конфликт. Иначе текст можно свести к нескольким предложениям.
Я, в общем, понимаю, к чему это. Тут идеологическое противостояние. Точней, противостояние чувака, у которого "все просто - убить всех плохих", и книжных "светлых", которые все время что-то жмутся, мнутся, слабаки какие-то.
И с позиции ребенка это выглядит логично. В детстве мне было весело взять Пеппи Длинныйчулок и отправить ее в шовинистический мир. Именно что ногибать, а то и ряхи чистить заевшимся самцам. Собственно, "Баффи - истребительница вампиров" родилась из подобной же идеи, Уидон сам рассказывал.
Ну а почему это детсадовское мышление активно насаждается и поддерживается... так выгодно же. Ставка на "мочить в сортире" до сих пор работает.
Что характерно, это же самое делала сама Линдгрен в пятой, кажется, книге. А нет, в шестой. "Пиппи Длинныйчулок в парке Хмельники".
G-Elka Терминатор и Робокоп в Средиземье. М-да. Вот я именно о таком и говорю. Причём нюанс: если мы берём ситуацию с Пеппи в шовинистическом мире, то оный мир, во-первых, угнетает дофига женщин, которые виноваты только в том, что слабее, во-вторых, явно же сам попытается к Пеппи докопаться. А когда мир как мир, да, не идеальный, но и не совсем плохрой, и тут начинается победное шествие героя, которым явно пытаются заставить любоваться... то ли гррр, то ли ой мля.
для меня нормально, если среди энного количества всего пара задач решается без риска и конфликта. Если всё время без них - скучно.
Для меня это сильно зависит от моего настроения. Иногда хочется почитать о героях, с которыми ничего дурного не случится, все приключения как бы понарошку.
Ну да, я помнил, что кроссоверы Арда+... бывали, ну и полез искать. Ну че - старые еще забавные, новые... упорос и то самое, что в топике с вариациями, смотря на кого д**чит автор кроссовера. Малех добили феанариони в Хогвартсе (не, там не поймешь, это автор их в детстве пишет, или загоняет в детство, но понятно, что автору хотелось детского визга на лужайке и чтобы его няши из ПД всего задолбали).
Ску-учно, короче.
читать дальше