тварь, воспитанная книгами
В своё время писал я про жалующихся на то, что-де сильного женского персонажа в фэнтези написать нельзя, поскольку, во-первых, активно приключающейся героине обязательно будет грозить изнасилование (а герою ничего не грозит, и для него плен - это чисто приключенческий антураж), во-вторых, сам социально-исторический контекст требует, чтобы дам курощали, на войну не пускали, заставляли варить суп и мыть полы. И если оного контекста не будет, то перед нами мужской персонаж под женским именем.
Утверждение весьма сомнительное. И так сложилось, что мне подряд попали в руки две книги, которые по этому утверждению оттаптываются подкованными копытами.
Первая: Алекс Маршалл, "Корона за холодное серебро". Чёрногероическое фэнтези. Мир в плане пола полностью равноправный. Женщина может быть правительницей, главой религиозного культа, боевой монахиней, светской воительницей и так далее. Наследование - где как, но не похоже, чтобы девочек как-то в этом ущемляли. То есть за всю книгу не встречается ситуации, где бы героине в каких-то социальных моментах мешал её пол. То, что одну из персонажей собираются выдать замуж из династических соображений - ну, у её жениха ситуация ровно симметричная, его тоже не слишком спрашивали.
Мужчины с женскими именами? А вот цитата (по памяти) из разговора главгероини с одной из прежних её соратниц (Обе "по профессии" воительницы, у главгероини детей нет - не сложилось, у соратницы пятеро): "Был момент, когда я приехала на бой с младенцем у каждой титьки, а мой муж присматривал за дочками, когда я спустилась со слона, чтобы сразиться в поединке с местным правителем. Драться с отвисшим после родов животом и текущими молоком грудями неудобно, но драться со сломанной рукой или ногой куда хуже, а и тебе, и мне приходилось это делать".
И ведь действительно, учитывая, как превозмогают любые травмы герои фэнтези, беременность для дамы этой породы тоже не особо препятствие. А чтобы приставать к таким дамам против их воли... надо быть очень отбитым на голову самоубийцей.
Вторая: Брендон Сандерсон "Архив Буресвета". Тут ни о каком равноправии и женщинах-воительницах у людей и не в легендах речь не идёт. По крайней мере, у того народа, которому уделяется больше всего внимания, война - это занятие исключительно мужское. Наследование по мужской линии, жена переходит в дом мужа. Более того, традиционно женщина должна закрывать левую, "защищённую" руку хотя бы перчаткой, а лучше длинным рукавом и перчаткой. Иначе неприлично. Упоминания о том, что благородной женщине не стоит гулять без сопровождения, тоже были.
А теперь маленькое но. Мужчины заняты войной, мужчины могут быть лекарями, могут быть представителями многих других профессий, но чтение - не мужское занятие. Это женское. Всякие записи, которые нужны хозяйству, ведёт жена/сестра/дочь, если родственниц нет, то нанятая делопроизводительница. Соответственно, искусство и наука - женские занятия. Слушать умные книги, когда их читает женщина, для мужчины вполне достойно, уметь читать самому - позор. Когда после убийства одного персонажа выяснилось, что он умел даже писать (он своей кровью начертал послание своему брату), это шокировало его семью едва ли не больше, чем само убийство. Так что своя роль у героинь в сюжете вполне есть, даже если не выходить за рамки того, что отведено дамам в этом обществе.
И да, момент, что героине могло грозить изнасилование, в книге был. Впрочем, в той ситуации и молодому парню могло прийтись не лучше - одинокий путник, который сталкивается сначала с караваном работорговцев, потом с отрядом разбойничающих дезертиров. Тут любой персонаж рисковал лишиться всего имущества, свободы, а то и жизни.
В общем, смотрю я на эти книги, смотрю на многие другие и понимаю, что если автор хочет, то он пишет. А если сидеть и страдать, толку не будет.
Утверждение весьма сомнительное. И так сложилось, что мне подряд попали в руки две книги, которые по этому утверждению оттаптываются подкованными копытами.
Первая: Алекс Маршалл, "Корона за холодное серебро". Чёрногероическое фэнтези. Мир в плане пола полностью равноправный. Женщина может быть правительницей, главой религиозного культа, боевой монахиней, светской воительницей и так далее. Наследование - где как, но не похоже, чтобы девочек как-то в этом ущемляли. То есть за всю книгу не встречается ситуации, где бы героине в каких-то социальных моментах мешал её пол. То, что одну из персонажей собираются выдать замуж из династических соображений - ну, у её жениха ситуация ровно симметричная, его тоже не слишком спрашивали.
Мужчины с женскими именами? А вот цитата (по памяти) из разговора главгероини с одной из прежних её соратниц (Обе "по профессии" воительницы, у главгероини детей нет - не сложилось, у соратницы пятеро): "Был момент, когда я приехала на бой с младенцем у каждой титьки, а мой муж присматривал за дочками, когда я спустилась со слона, чтобы сразиться в поединке с местным правителем. Драться с отвисшим после родов животом и текущими молоком грудями неудобно, но драться со сломанной рукой или ногой куда хуже, а и тебе, и мне приходилось это делать".
И ведь действительно, учитывая, как превозмогают любые травмы герои фэнтези, беременность для дамы этой породы тоже не особо препятствие. А чтобы приставать к таким дамам против их воли... надо быть очень отбитым на голову самоубийцей.
Вторая: Брендон Сандерсон "Архив Буресвета". Тут ни о каком равноправии и женщинах-воительницах у людей и не в легендах речь не идёт. По крайней мере, у того народа, которому уделяется больше всего внимания, война - это занятие исключительно мужское. Наследование по мужской линии, жена переходит в дом мужа. Более того, традиционно женщина должна закрывать левую, "защищённую" руку хотя бы перчаткой, а лучше длинным рукавом и перчаткой. Иначе неприлично. Упоминания о том, что благородной женщине не стоит гулять без сопровождения, тоже были.
А теперь маленькое но. Мужчины заняты войной, мужчины могут быть лекарями, могут быть представителями многих других профессий, но чтение - не мужское занятие. Это женское. Всякие записи, которые нужны хозяйству, ведёт жена/сестра/дочь, если родственниц нет, то нанятая делопроизводительница. Соответственно, искусство и наука - женские занятия. Слушать умные книги, когда их читает женщина, для мужчины вполне достойно, уметь читать самому - позор. Когда после убийства одного персонажа выяснилось, что он умел даже писать (он своей кровью начертал послание своему брату), это шокировало его семью едва ли не больше, чем само убийство. Так что своя роль у героинь в сюжете вполне есть, даже если не выходить за рамки того, что отведено дамам в этом обществе.
И да, момент, что героине могло грозить изнасилование, в книге был. Впрочем, в той ситуации и молодому парню могло прийтись не лучше - одинокий путник, который сталкивается сначала с караваном работорговцев, потом с отрядом разбойничающих дезертиров. Тут любой персонаж рисковал лишиться всего имущества, свободы, а то и жизни.
В общем, смотрю я на эти книги, смотрю на многие другие и понимаю, что если автор хочет, то он пишет. А если сидеть и страдать, толку не будет.
Что, кстати, может идти откатом от этой ситуации - что любой автор, опасаясь упреков, будет делать из женского персонажа экшен-даму. Что аналогично загоняет в стереотип, только другой.
Видишь ли, когда такие претензии выдвигает противоположный лагерь, мне хотя бы не требуется выворачивать наизнанку свой бедный маленький мозг. Их позиция - женщина не может быть активной, ей не место на войне и т.д, потому давайте писать дев в башне, нас устраивает только такое. Позиция сформулирована, и с ней можно и нужно спорить.
Позиция же несчастных типа-феминистических созданий - нет, мы не хотим читать про дев в башне и про служанок у метлы, но все иное недостоверно и мужчины с женскими именами. Поэтому выхода нет вообще, нас не устраивает вообще ничего, и остается только сидеть и плакать. А тому, кто попытается с этим поспорить - только втягиваться в классическую игру "Да, но..." по Эрику Берну, которая абсолютно контрпродуктивна.
Кодзю Тацуки, но ведь это легко разрушается конкретными примерами из истории. Люди плохо знают, как было на самом деле.
Мэлис Крэш Не знают, угу. Но хуже, как правильно сказали ниже, когда не желают знать.
Хонор Харрингтон Идея, что а) угнетений оных в обществе было много, нельзя сказать, что все мужчины пользовались полным пакетом свобод, а все женщины - нет, б) были люди, преодолевавшие условности общества, в головах у них не укладывается. Совсем. Но там вообще позиция: мы не будем ничего делать, пока не создадутся идеальные условия. И нелюбовь к людям, которые в оных условиях всё равно действуют и чего-то добиваются.
V-Z По большей части не хотят потому, что в простую картинку это укладывается ооочень редко. По любым пунктам, гендерным в том числе. То есть и идея, что все женщины были полностью бесправны и угнетены - это не так, но и идея, что все женщины были довольны и счастливы за надёжной мужниной спиной, тоже не верна. А по факту есть множество тонкостей, есть множество условностей той или иной страны, того или другого времени, и некоторым стрёмно в этом разбираться.
Плюс позиция: женщина глупенькая
овцажертва злобного патриархата и сама не в состоянии решить, что ей нужно для счастья, она нуждается в руководстве со стороны продвинутых сестёр-феминисток.От этого, думаю, и идёт весь "стогн и лямант" (с) про мужчину с женским именем.
множество условностей той или иной страны, того или другого времени
Вот историко-культурный контекст тоже зачастую не желают учитывать, да.
Хонор Харрингтон, как-то мне такая позиция напоминает позицию "почему негры не должны быть свободными".
V-Z Так историко-культурный контекст - он большой и сложный. Если его учитывать, сразу приходится отходить от привычной картины все х - такие-то.
Блин, ты не видел (не видела) "эту конкретную женщину из этого слоя", например, "этого ребенка", "эту продавщицу" или "эту программистку" . Или "видели, но забыли". Быстренько забыли, потому что статистическую модель вертеть удобнее. А то она руками машет, чего-то хочет и что-то неудобное в красивую версию вносит)
Даже дополнительных параметров не подставили - "женщина типовая, одна штука". А ты не женщина? Нуууу, я - другое дело! Блин, ВСЕ - другое дело. А ведь даже на уровне сексистского анекдота про блондинку, где женщин рассматривают, как предмет, и то признается, что у этого предмета есть углы ) зачем быть хуже анекдота?
Руководить - это ж легко.
Разумеется, я веду речь о тех, кто действительно руководит, а не просто сидит на руководящем посту, потому что на нем можно отъесть больший кусок благ лично себе.
А вот эти самые прогрессивные сестры-феминистки и им подобные... в том-то и дело, что они тоже ужость как хотят поруководить. Но двух вышеприведенных мной простых вещей обычно не знают. А кроме того, ЛЮБОГО, кто руководит по писаным правилам, воспринимают как просто сидящего, и считают, что уж ОНИ-ЛЮБИМЫЕ справятся лучше. Партия, дай порулить, блинн.
Но как только они дорываются до руля, каждому сразу становится очевидна их полная у этого руля несостоятельность.
Значит, надо... нет, не становиться состоятельнее. А сделать так, чтобы в этой несостоятельности их никто не мог упрекнуть.
А для этого надо, чтобы правила стали НЕПИСАНЫМИ. Чтобы со стороны казалось, будто их и вовсе нет, а их наличие выяснялось только тогда, когда нарушивший их налетит всей мордой на невидимый, но болезненный угол.
И чтобы то, где находятся эти незримые углы, знали только эти самые в жопу прогрессивные (или наоборот, в жопу духоскрепные, тут левая и правая настолько две галоши парные, что я уже мозоль натерла на языке привлекать внимание к их одинаковости
Короче, чем сильнее кто-то убеждает тебя, что ты без его руководства пропадешь (именно без ЕГО руководства), тем больше вероятность, что данный объект руководить-то не умеет, а просто считает себя небыдлом в отличие от тебя. И главное, чего он тебе никогда не простит - того, что ты и без его руководства как-то УЖЕ сам справился
Кодзю Тацуки Насчёт парности галош - святая истина. И про границы применимости тоже. Потому что когда начинают рассуждать про условную "женщину Средневековья", сразу хочется спросить: какого сословия эта женщина, в какой стране живёт, какой именно период Средневековья на дворе. И чтобы учитывалось, что некоторые дамы сильно "выламывались из правил", невзирая на сопротивление среды.
Про неписанность правил у радфемок и ко - отдельная песня с матерным припевом. Хотя бы касательно тех же персонажей книг. То сильная женщина, которая пробивает себе дорогу - это круто, то это прогнуться под мир мужчин, а надо сепарироваться. То героиня с детьми и всякими женскими проблемами - это круто, потому что показывает реальную женскую жизнь, то фууу, вы изображаете женщину исключительно как матку. Понятно. почему ничего написать дамы не могут в итоге.