тварь, воспитанная книгами
Как-то так получилось, что за последнее время Тигр несколько раз натыкался на жалобы о том, что невозможно написать сильных женщин. Сегодня попался очень развёрнутый вариант жалобы, и я не удержался, чтобы не утащить его в логово и не рассмотреть. Потому что в кои-то веки есть конкретные претензии... об их обоснованности потом.
"есть такая штука, как социально-исторический контекст. Практически в любом жанре вы столкнетесь с тем, что у вашей героини будут разные ограничения - большие или маленькие, - которых никогда не будет у героя. Даже если вы возьмете фэнтези, вам все время придется их учитывать, если вы, конечно, хотите, чтобы чувства и действия героини выглядели правдоподобно.
Например, вы встречали хоть одного мужского персонажа в фэнтези, которому пришлось бы учиться варить суп и которого мать колотила бы за неподметенный пол, а еще его не выпускали бы из дома без присмотра родственников мужского пола? Нет, потому что скукота же. И героиня, которая тайком учится драться самодельным деревянным мечом, рискуя, что ее изобьют, если с ним поймают, вовсе не так интересна, как главный герой, который внезапно встретил мудрого старца, который вручил ему древний меч, упомянутый в пророчестве, и... Ну, вы поняли. Девочкам обычно никто не вручает древние мечи, зато охотно суют им в руки поварешку.
Или видели ли вы героя, который при встрече с орками-гоблинами-Пожирателями смерти-кем-угодно-еще думал о том, что его могут изнасиловать? Да никогда в жизни. Его могут захотеть убить, его могут пытать (он, конечно, успешно всех победит, он на то главный герой), но его никогда не изнасилуют, и даже мысли такой в голову ни ему, ни читателю не придет.
А есть ведь еще физиология. И тут вы можете натолкнуться на то, что читатели - и читательницы - вовсе не хотят от вас реалистичности. Героиня, у которой месячные - это вообще фу-фу-фу. Вот когда главный герой не может вотпрямщас проникнуть в башню злого Черного Властелина, потому что у него адски болит сломанная нога, и у вас это становится основой для сюжетного поворота, - это нормально, А когда героиня не может сделать ровно того же, потому что у нее месячные и болит живот, - да кто ж такое будет читать-то?
Можно, конечно, убрать все эти нюансы, и еще кучу других, включая все тот же досадный социально-исторический контекст. Но в итоге получается опять главный герой мужского пола, только носящий почему-то женское имя." (с)
Если бы речь шла об исторических романах, то это одно - хотя можно представить себе сколько угодно героев мужского пола, которым точно так же никто не спешит дать в руки меч, зато ограничивают свободу передвижения и колотят. Допустим, речь идёт про раба. Причём даже без романтической подоплёки юного воина, захваченного в плен, просто мальчик, родившийся в рабстве. И да, его вполне могут наказывать за невыметенный пол и учить варить суп - если это, так сказать, домашний раб. Но автор сразу выделила поле действия - фэнтези. Вот от этой печки и пойдём.
Итак, насчёт мечей, поварёшек, мальчиков и девочек. Во-первых, если речь уже пошла про волшебный меч, полученный от древнего старца, и пророчество, то, боюсь, его получатель априори выпадает за любые рамки нормы для этого мира. И может быть как юным героем, так и юной девой, или вообще старшим отпрыском такого-то рода в таком-то колене, или ребёнком, рождённым под лучом Волчьей Луны. Избранность - такая штука, что может перебить любые социальные нюансы. Во-вторых, у нас вообще-то фэнтези. А значит, правила мира зависят от автора, никто не может заявить, что в таком-то году такого-то века женщина воительницей быть не могла, и на то есть конкретные исторические доказательства. А может, в данном конкретном мире воин - понятие не пола, а касты, сиречь, всех детей данного происхождения обучают одинаково (а все пляски с возмущением вокруг Избранной не потому, что девушка, а потому, что не кшатрия, а чуть ли не вообще, тьфу ты, неприкасаемая)? А может всё ещё интереснее, и тут как раз девочкам вручают мечи, а мальчикам - поварёшки да веретёна? И мальчика как раз из дома без присмотра не выпускают, его, между прочим, ещё зажену выдавать, а вдруг дурная слава пойдёт, или, если красавчик, то похитят мальчишку. Мир фэнтези - мир авторский. По факту. И я промолчу о том, что в одной из легенд вполне себе нашего мира одному мальчику вручает боевое копьё Га-Болг, а заодно учит его воинскому искусству вовсе не древний старец, а воительница Скатах. И Кухулин был, возможно, лучшим, но не единственным её учеником.
Момент второй - насчёт угрозы изнасилования. Для начала, а кто сказал, что мужчине это вообще не грозит? Смотрим на околотюремный фольклор, на истории о морских нравах... и точно-точно ли герою это ни в коем случае не угрожает? Что подумает или не подумает читатель - момент отдельный, но вполне возможно, что в голове персонажа этот страх сидит. К тому же, повторяем ещё раз - у нас фэнтези. Нравы как мира в целом, так и конкретных противостоящих герою врагов полностью отданы на откуп автору. Возможно, перед героем нежить, которая убивает одинаково что мужчин, что женщин, и самое страшное, что ты потом, уже под командой некроманта, пойдёшь в родную деревню, уничтожать свою же семью. Или это местная секта божества запретных извращений, и им что мальчик, что девочка - все сойдут. Во власти автора показать, что героиню, в крайнем случае, убьют, но если уж решили взять в плен, то обращаться будут вполне благородно - не потому, что враги такие хорошие, а потому, что нельзя лишить огненного мага последнего оружия - самовзрыва, уничтожающего тех, кто на беду, подошёл к нему в тот миг ближе, чем на десять шагов. Да и, помимо изнасилования, существует достаточно много того, что можно проделать с персонажем в плену - искалечить, принести в жертву, призвав демона, подчинить его ментальному контролю. Так что герою любого пола может быть страшно попасть в плен. То, что герой - мужчина, отнюдь не делает его неуязвимым.
Момент третий - физиология. Да, можно сказать, что определённого рода фэнтези не любит реалистичности - но в нём фуфуфу окажется как героиня с месячными, так и персонаж любого пола с поносом. Не вписывается в рамки эпоса. С другой стороны, у того же Сапковского упоминание менструаций есть, и нельзя сказать, что от автора все читатели разбежались с визгом. Так что, пардон, вообще не аргумент. Можно упоминать, можно не упоминать. От того, что в аптечку женского отряда входят в том числе прокладки, не думаю, что героини станут лучше или хуже
И финал - самое прелестное, на мой вкус. То-есть если мы уберём социально-культурные ограничения и не будет угрозы изнасилования, тогда на выходе получим героя-мужчину, но с женским именем. Ну прелестно. Получается, если автор пытается создать мир гендерного равенства, он априори не может избразить женщину. И вот это меня больше всего бесит в таких рассуждениях. Потому что меня злит, когда женщину пытаются приравнять к жертве!
"есть такая штука, как социально-исторический контекст. Практически в любом жанре вы столкнетесь с тем, что у вашей героини будут разные ограничения - большие или маленькие, - которых никогда не будет у героя. Даже если вы возьмете фэнтези, вам все время придется их учитывать, если вы, конечно, хотите, чтобы чувства и действия героини выглядели правдоподобно.
Например, вы встречали хоть одного мужского персонажа в фэнтези, которому пришлось бы учиться варить суп и которого мать колотила бы за неподметенный пол, а еще его не выпускали бы из дома без присмотра родственников мужского пола? Нет, потому что скукота же. И героиня, которая тайком учится драться самодельным деревянным мечом, рискуя, что ее изобьют, если с ним поймают, вовсе не так интересна, как главный герой, который внезапно встретил мудрого старца, который вручил ему древний меч, упомянутый в пророчестве, и... Ну, вы поняли. Девочкам обычно никто не вручает древние мечи, зато охотно суют им в руки поварешку.
Или видели ли вы героя, который при встрече с орками-гоблинами-Пожирателями смерти-кем-угодно-еще думал о том, что его могут изнасиловать? Да никогда в жизни. Его могут захотеть убить, его могут пытать (он, конечно, успешно всех победит, он на то главный герой), но его никогда не изнасилуют, и даже мысли такой в голову ни ему, ни читателю не придет.
А есть ведь еще физиология. И тут вы можете натолкнуться на то, что читатели - и читательницы - вовсе не хотят от вас реалистичности. Героиня, у которой месячные - это вообще фу-фу-фу. Вот когда главный герой не может вотпрямщас проникнуть в башню злого Черного Властелина, потому что у него адски болит сломанная нога, и у вас это становится основой для сюжетного поворота, - это нормально, А когда героиня не может сделать ровно того же, потому что у нее месячные и болит живот, - да кто ж такое будет читать-то?
Можно, конечно, убрать все эти нюансы, и еще кучу других, включая все тот же досадный социально-исторический контекст. Но в итоге получается опять главный герой мужского пола, только носящий почему-то женское имя." (с)
Если бы речь шла об исторических романах, то это одно - хотя можно представить себе сколько угодно героев мужского пола, которым точно так же никто не спешит дать в руки меч, зато ограничивают свободу передвижения и колотят. Допустим, речь идёт про раба. Причём даже без романтической подоплёки юного воина, захваченного в плен, просто мальчик, родившийся в рабстве. И да, его вполне могут наказывать за невыметенный пол и учить варить суп - если это, так сказать, домашний раб. Но автор сразу выделила поле действия - фэнтези. Вот от этой печки и пойдём.
Итак, насчёт мечей, поварёшек, мальчиков и девочек. Во-первых, если речь уже пошла про волшебный меч, полученный от древнего старца, и пророчество, то, боюсь, его получатель априори выпадает за любые рамки нормы для этого мира. И может быть как юным героем, так и юной девой, или вообще старшим отпрыском такого-то рода в таком-то колене, или ребёнком, рождённым под лучом Волчьей Луны. Избранность - такая штука, что может перебить любые социальные нюансы. Во-вторых, у нас вообще-то фэнтези. А значит, правила мира зависят от автора, никто не может заявить, что в таком-то году такого-то века женщина воительницей быть не могла, и на то есть конкретные исторические доказательства. А может, в данном конкретном мире воин - понятие не пола, а касты, сиречь, всех детей данного происхождения обучают одинаково (а все пляски с возмущением вокруг Избранной не потому, что девушка, а потому, что не кшатрия, а чуть ли не вообще, тьфу ты, неприкасаемая)? А может всё ещё интереснее, и тут как раз девочкам вручают мечи, а мальчикам - поварёшки да веретёна? И мальчика как раз из дома без присмотра не выпускают, его, между прочим, ещё зажену выдавать, а вдруг дурная слава пойдёт, или, если красавчик, то похитят мальчишку. Мир фэнтези - мир авторский. По факту. И я промолчу о том, что в одной из легенд вполне себе нашего мира одному мальчику вручает боевое копьё Га-Болг, а заодно учит его воинскому искусству вовсе не древний старец, а воительница Скатах. И Кухулин был, возможно, лучшим, но не единственным её учеником.
Момент второй - насчёт угрозы изнасилования. Для начала, а кто сказал, что мужчине это вообще не грозит? Смотрим на околотюремный фольклор, на истории о морских нравах... и точно-точно ли герою это ни в коем случае не угрожает? Что подумает или не подумает читатель - момент отдельный, но вполне возможно, что в голове персонажа этот страх сидит. К тому же, повторяем ещё раз - у нас фэнтези. Нравы как мира в целом, так и конкретных противостоящих герою врагов полностью отданы на откуп автору. Возможно, перед героем нежить, которая убивает одинаково что мужчин, что женщин, и самое страшное, что ты потом, уже под командой некроманта, пойдёшь в родную деревню, уничтожать свою же семью. Или это местная секта божества запретных извращений, и им что мальчик, что девочка - все сойдут. Во власти автора показать, что героиню, в крайнем случае, убьют, но если уж решили взять в плен, то обращаться будут вполне благородно - не потому, что враги такие хорошие, а потому, что нельзя лишить огненного мага последнего оружия - самовзрыва, уничтожающего тех, кто на беду, подошёл к нему в тот миг ближе, чем на десять шагов. Да и, помимо изнасилования, существует достаточно много того, что можно проделать с персонажем в плену - искалечить, принести в жертву, призвав демона, подчинить его ментальному контролю. Так что герою любого пола может быть страшно попасть в плен. То, что герой - мужчина, отнюдь не делает его неуязвимым.
Момент третий - физиология. Да, можно сказать, что определённого рода фэнтези не любит реалистичности - но в нём фуфуфу окажется как героиня с месячными, так и персонаж любого пола с поносом. Не вписывается в рамки эпоса. С другой стороны, у того же Сапковского упоминание менструаций есть, и нельзя сказать, что от автора все читатели разбежались с визгом. Так что, пардон, вообще не аргумент. Можно упоминать, можно не упоминать. От того, что в аптечку женского отряда входят в том числе прокладки, не думаю, что героини станут лучше или хуже
И финал - самое прелестное, на мой вкус. То-есть если мы уберём социально-культурные ограничения и не будет угрозы изнасилования, тогда на выходе получим героя-мужчину, но с женским именем. Ну прелестно. Получается, если автор пытается создать мир гендерного равенства, он априори не может избразить женщину. И вот это меня больше всего бесит в таких рассуждениях. Потому что меня злит, когда женщину пытаются приравнять к жертве!
Мне кажется, что тут смешались в кучу
кони, людистрах изнасилования в реальной жизни и в литературе.В реальной жизни он действительно имеет место быть, не у всех и не всегда, но статистически заметно чаще у женщин, по причинам, которые в дискуссии описаны выше: мужчины в среднем физически сильнее, мужчины статистически заметно чаще совершают преступления такого рода, существует высокий риск, что жертву преступления прямо или косвенно в нём обвинят.
Ситуация эта нездравая, с ней, очевидно, нужно бороться, тем не менее существуют вопросы, которые нужно урегулировать и про которые радфем забывают (или которые игнорируют).
И тема эта в реальной жизни болезненная и страшная.
Но!
В литературе, тем более в фэнтези и фантастике, о которых идёт речь, автор волен сконструировать любой мир с любыми героями и любыми порядками в обществе. Поэтому, если есть желание привлечь внимание именно к этой проблеме - он волен рассматривать её в любом ракурсе и с любыми вводными, не привязываясь к нынешним либо историческим социокультурным моделям. Или не рассматривать вовсе, если в качестве основной идеи и проблемы произведения выступает что-то другое.
И сужать поле вариантов рассмотрения, называя какие-то из них плохими и негодными (не идеи, подчёркиваю, потому что некоторые идеи вполне себе вредные и гнусные, а именно варианты рассмотрения), глупо, примерно в той же степени, что и утверждать, будто за мкадом жизни нет.
Фишка в том, что автор не обязан конструировать свою реальность, исходя из реалий нашего мира. В принципе, эпопею с возможным попаданием в плен и тем, что грозит там героине, можно разрешить несколькими разными способами. Вариант первый - насилие не грозит вообще никому. К примеру, потому что враг такой - им, может, вообще секс не интересен. И да, это не делает плен априори курортом. Более того, возможно, данный враг пленных вообще не берёт. Вариант второй - отстранённый, насилие грозит, но не самой героине. Может, лично с ней, что называется, не хотят связываться, мы так понимаем, что, захватив её в плен, рискуем, а начав издеваться, огребём сильно. Вариант с боевым магом или чем-то подобным. Или это "перевёрнутый мир", и насилие грозит как раз мужчинам, а женщину... ну будут пытать, ну убьют. В конце концов, она - такая же воительница, как мы, а не оскорбление устоям - мужчина с оружием в руках. Ну и третий вариант: ад кромешный, в том числе насилие, грозит всем. В той или иной форме - специфические мужские унижения, например, кастрацию, тоже никто не отменял. И вот в третьем варианте как раз интересен один важный момент: когда пережитое унизительное насилие не стигматизирует человека. Как минимум, в глазах того общества, к которому он принадлежит. ИМХО, момент очень важный, потому что даёт пример того, как можно и, пожалуй, нужно относиться к такому. То, что некто считает себя вправе поиздеваться над другим человеком, смотрит на него, как на вещь для собственного удовольствия, не значит, что мы все должны смотреть на жертву его глазами.
А в том тексте, который мы, собственно, разбираем, есть любопытный момент. Вот у нас героиня сталкивается с некими врагами. А почему эти враги (орки, гоблины, Пожиратели Смерти) априори мужчины? По сути, для того, чтобы страх изнасилования был не настолько очевиден и не вызывал у читателя сходу все стереотипы насчёт женщины как обязательной жертвы, достаточно не делать нападающих полностью мужской группой, показать, что среди них есть женщины. Я уж не говорю о ситуации, когда противники все женского пола. А тут всё как бы заранее загоняют в ситуацию "на женщину нападает группа мужчин".
Маленьким оффтопом - спасибо за количество упомянутой литературы, потому что я как раз в поисках книг нахожусь
А в том тексте, который мы, собственно, разбираем, есть любопытный момент. Вот у нас героиня сталкивается с некими врагами. А почему эти враги (орки, гоблины, Пожиратели Смерти) априори мужчины? По сути, для того, чтобы страх изнасилования был не настолько очевиден и не вызывал у читателя сходу все стереотипы насчёт женщины как обязательной жертвы, достаточно не делать нападающих полностью мужской группой, показать, что среди них есть женщины. Я уж не говорю о ситуации, когда противники все женского пола. А тут всё как бы заранее загоняют в ситуацию "на женщину нападает группа мужчин".
Возможно, этот приём использован просто для создания яркого контраста между героиней и её врагами? И как раз-таки для создания этого самого очевидного страха? Ну, в качестве литературного приёма?
Вариант с боевым магом или чем-то подобным
Или вот как в GirlGenius. Там обычно к женщинам-искрам с такими идеями не лезут, потому что какую адскую машину они соберут в ответ, не предскажет никто, включая саму искру.
Возможно, этот приём использован просто для создания яркого контраста между героиней и её врагами? И как раз-таки для создания этого самого очевидного страха? Ну, в качестве литературного приёма?
Для создания страха, для контраста оно, естественно, работает. Если автору такая ситуация нужна, то вот, фактически, идеальный момент для неё. Хотя если героиня в такой ситуации не боится насилия, то это тоже любопытный штрих то ли к ней, то ли к миру.
Меня удивило, что расклад "женщина против группы мужчин" подаётся как основной, как обязательный. Что забавно, если взглянуть на три перечисленные варианта врагов (я понимаю, что они условны, но всё-таки), то явный шанс на то, что они будут насиловать, есть разве что у орков (и то вопрос, и, кстати, смешанная боевая группа, не чисто мужская, для орков многих миров характерна). Они, по крайней мере, условные варвары (классический тип) и в то же время близки к людям (так как происхождение персонажки не подчёркнуто, примем, что она - человек). Гоблины (опять же классические, мелкие зелёные тварюшки) воспримут пленника, скорее, как объект на поиздеваться и как еду, но эротических желаний люди у них не вызывают. Как минимум, потому, что человек заметно крупнее гоблина. Пожиратели Смерти (других, кроме роулинговских, просто не знаю) были фанатиками и выходцами из мира определённого гендерного равенства, где ведьма может быть такой же опасной, как и колдун. Вполне можно представить, что они будут пытать взятую в плен противницу, Круцио не зря придумано, но до изнасилования не унизятся или такой вариант им просто в голову не придёт, как не придёт среднему современному человеку вариант сожрать побеждённого. И да, тоже велик шанс, что их группа будет смешанной.
Дык, это претензия.
Или видели ли вы героя, который при встрече с орками-гоблинами-Пожирателями смерти-кем-угодно-еще думал о том, что его могут изнасиловать? Да никогда в жизни. Его могут захотеть убить, его могут пытать (он, конечно, успешно всех победит, он на то главный герой), но его никогда не изнасилуют, и даже мысли такой в голову ни ему, ни читателю не придет.
А читатели в лице как минимум меня и Тигра очень удивляются, почему это им не может прийти в голову мысли об изнасиловании персонажа мужского пола
наверное, высказавшая претензию не в курсе про яой(шутка) А в серьёзном ключе мы возражения этой претензии выдвигаем выше: создавая мир в фантастике, можно прописать любые взаимоотношения полов, можно при желании обезопасить женщин и даже подвергнуть опасности мужчин, так что претензия несостоятельна, потому что нет нужды замыкаться в рамках существующего отношения к этой проблеме.осторожно, подробности физиологии и этологии
А уж мужчина-волшебник вообще странное и опасное извращение
Я бы еще "Колесо Времени" вспомнил, но там, правда, опасения насчет мужчин-волшебников были изрядно оправданными.
Хонор Харрингтон У Нортон вообще прелесть в том, что там любые варианты оправданы логически. Понятно, почему в Эсткарпе это всё настолько остро воспринимается - даже без насилия, просто ради семьи и деторождения женщина должна отказаться от магии. Логично, что любой мужчина будет восприниматься с неприязнью - так или иначе он реально в какой-то мере калечит свою подругу, даже без желания причинить ей вред. Упс, такая физиология там. В других книгах, где вот такой завязки на девственность нет, к изнасилованию могут все, включая героиню, отнестись совсем по-другому - да, плохо и гнусно, но это всего-лишь травмы, не слишком отличается от избиения или пыток.
V-Z В "Колесе времени" вообще всего много.
И ещё в том, что она не делает ситуацию уж совсем безнадёжной: достаточно вспомнить Джелиту Трегарт и её детей.
Вспомнился один фик по ГП, в остальном малопримечательный, но там была интересная идея: мага изнасиловать непросто, но если уж удалось, то маг теряет магию и вскоре умирает. Поэтому изнасилование считается самым страшным преступлением и совершается очень редко.
И да, тоже велик шанс, что их группа будет смешанной.
А разве там были Пожирательницы кроме Беллатрикс?
Хонор Харрингтон, В Эсткарпе магической силой обладают только женщины
А можно ограничиться этим, при достаточном количестве волшебниц общественное устройство должно получиться отнюдь не патриархальным.
V-Z, в той дискуссии по поводу Поттера меня еще сильно озадачило стремление доказать, что женщины там плохо представлены... на основе количества персонажей. В целом, даже тех, кто там фоном и в массовке. На мой взгляд, если речь идет о книге/фильме/игре, то вопрос представления должен быть не "сколько", а "как". А то так можно сказать, что, например, в Dragon Age маги плохо представлены. Или что в Европе прошлых веков царила демократия, потому что аристократия была мало представлена.
Женщины отличаются от аристократии тем, что их всегда половина населения.
Ультраканонично - Беллатриса и Алекто Кэрроу, плюс Нарцисса как одобряющая идею. В мувиверсе были ещё женщины, но их не называли.
Кстати, такой вопрос. А как же дндшные дроу с их культурой матриархата? То есть физиологические нюансы убраны и виктимностью там не то что бы пахнет, но это именно женщины.
А вот эта вот культура восприятия женщины как жертвы - это из Европ к нам пришло. Больше скажу - от англоязычных. Почитайте "Недобрую старую Англию" Кати Коути - мгновенно станет ясно, какие факторы тамошнего бытия привели к такому мировосприятию и почему у нас в норме этого никогда не было даже при самом лютом патриархате.
Да!
V-Z Эта дивная музыка - треск шаблонов.
Фереште Вспомнился один фик по ГП, в остальном малопримечательный, но там была интересная идея: мага изнасиловать непросто, но если уж удалось, то маг теряет магию и вскоре умирает. Поэтому изнасилование считается самым страшным преступлением и совершается очень редко.
Привет Нортон. Только завязано не на лишение девственности, а именно на насилие. Но я к тому, что в оригинальном сеттинге такие фишки не всплывают, и можно рассчитывать, что эта тема и этот страх даже в плену не всплывёт.
А разве там были Пожирательницы кроме Беллатрикс?
Во-первых, были, как минимум, двоих мы знаем по именам. Во-вторых, исходя из всей логики магического мира, вполне можно предположить, что были и другие, но они погибли в противостоянии Ордену или в какой-то момент разочаровались в идеях Волдеморта и как-то вышли из всей этой войны. Сам мир достаточно гендерно равный, Волдеморт говорил о превосходстве крови, а не пола. Будь матушка Блэков помоложе или будь младший братец Сириуса девушкой, могла бы быть ещё одна "именная" Пожирательница.
РиккиТикиТави А как же дндшные дроу с их культурой матриархата? То есть физиологические нюансы убраны и виктимностью там не то что бы пахнет, но это именно женщины.
С нежностью представляю, как некто заявит матроне дроу и её дочерям, что вы, значится, мужчины с женскими именами, потому что не виктимные. ИМХО, это будет очень-очень-очень виктимное поведение. Если серьёзно, то их радфем не любит, потому что это изображение "ужасного матриархата", типа, вооот, если женщины правят, то всё плохо-плохо.
Старухе Бэнр например... Ну песТня же!)))
А я к тому, что есть ещё такой способ прописать культуру, в которой насиловать просто не принято.
даже издевательства. А у конкретных людей как получится: кто-то просто почитал и впечатлился, кто-то действительно сначала пережил какую-то травму, а результат один: что-то странное они творят. Вот и получается, что они чего-то там митингуют, а некоторых проблем у нас не было никогда или выглядят иначе. Нет бы порадоваться, что у нас по каким-то пунктам жилось легче или проблем меньше было, но надо ж, блин, залезть в чужую шкуру (добровольно!) почём зря и там страдать. В таком случае остаётся только посоветовать переехать в ту страну, где есть все эти проблемы и именно в том виде, в котором озвучиваются, и бороться там.Кодзю Тацуки, Найотри Это называется "в каждой избушке свои погремушки". Где-то лучше одно, где-то другое. И вот чего я никак не могу понять - почему надо взять какие-то конкретные ужасы и старательно размазывать их вообще на всё и на всех, даже на воображаемые миры? Если где-то считается, что мужчина всегда при власти, а женщина - беспомощная жертва, или что мужчина - это такая скотина, с которой держи ухо востро и готовься ставить на место, почему любой мир, даже придуманный, обязан быть таким? Меня больше всего в этих страданиях по женским персонажам поражает, что люди загоняют себя в какое-то квадратно-гнездовое фэнтези, заранее ограничивают себе все возможности, а потом жалуются. Зачем? Как показывает практика, своего читателя находят очень разные книги, так что если какая-то тема интересна, то имеет смысл брать её и писать. Или искать то, что тебе интересно - опять же, как показала да хотя бы эта дискуссия, вариантов книг, где героиня - женщина, и вто же время отнюдь не угнетённая, хватает. И книг, где женщина преодолевает угнетение, и даже насилие её не ломает, тоже хватает.
Но сейчас, похоже появилась еще одна разновидность плохой истории - про то, что силы у героя не просто нет, но и не может быть, и он по этому поводу страдает и бьется об забор
Получается следующее:
Если автор не упомянул какую-то угнетённую категорию населения - скотина, потому что как так можно, нельзя игнорировать их и их проблемы.
Сделал так, что у этой категории населения всё хорошо - скотина, потому что все подумают, что проблемы не существует и делать ничего не надо.
Написал про проблемы, старательно всё показал - скотина, он же автор, в его силах сделать так, чтобы у героев было всё ОК.
Ну и повсюду подсчитывают, сколько угнетённых на квадратный сантиметр текста/минуту фильма, как их показывают (точнее - как их показывают по мнению конкретного "правозащитника"), на основании прочитанного автор объявляется либо врагом - явным или скрытым (показывает всё не так или на первый взгляд всё пристойно, но если копнуть глубже...), либо вроде своим, но какой-то заблудшей овцой, которая не очень хорошо умеет показывать всё, как надо.
Я глубоко сомневаюсь, что там вообще можно угодить.
И да, обзаборные истории - хорошо сказано. Только герой не просто бьётся, он на этом же заборе расписывает, почему у него силы нет и быть не может. Если в нормальной истории это может говорить хоть всё общество хором, но герой будет действовать, то тут он сам старательно объяснит, как всё у него плохо.