тварь, воспитанная книгами
Тигру неоднократно приходилось слышать, что похвалить чужое творчество - очень сложно. Вот найти в нём недостатки - это нормально и особых усилий не требует, а сказать что-то хорошее - трудно. Мне это казалось странным, потому что я знаю произведения, о которых трудно сказать что-то доброе, знаю произведения, о которых трудно сказать плохое, но не могу утверждать, что сама по себе похвала сложнее разноса. Но каждый пишет, как он слышит, в том числе и отзывы.
Но недавно Тигр наткнулся на такой интересный пример, что словил критическую степень офонарения. Да, сразу стоит указать, что герой истории - не залётный тролль, а человек, который данного автора читает не первый день.
Автор выкладывает начало фэнтези-истории по новому миру. После появления второй главки в комментарии приходит оригинальный читатель. Выражает удивление, что в истории пьют чай - это ведь напиток, требующий определённого технологического уровня. Хотя учитывая, что в истории стол покрыт листом стекла, а туристам раздают брошюрки, причём этих брошюрок явно много, то-есть даже не на группу, а на каждый нос, то меня там и чай в пакетиках не удивит. А уж техникой или магией это делают - не суть важно.
А потом выдаётся дивная фраза. "Остальное просто прекрасно. Главное - не испортить это продолжением".
К слову сказать, автор пишет не первую вещь, и вроде бы концовки не запарывает.
Но суть не в том. Лично Тигру данная фраза показалась даже не косноязычием, а конкретным желанием занять место строгой учительницы и погрозить нерадивому автору пальцем. Дескать, пока ставлю отлично, но ты смотри. Потому что вот такие пугалки "ты не испорти" для творчества - минус, а не плюс. Куда больше шанса, что автор не напишет ничего, потому что писать и бояться - это особый мазохизм.
Или Тигр всё же придирчивая зараза, а отзыв нормален?
Но недавно Тигр наткнулся на такой интересный пример, что словил критическую степень офонарения. Да, сразу стоит указать, что герой истории - не залётный тролль, а человек, который данного автора читает не первый день.
Автор выкладывает начало фэнтези-истории по новому миру. После появления второй главки в комментарии приходит оригинальный читатель. Выражает удивление, что в истории пьют чай - это ведь напиток, требующий определённого технологического уровня. Хотя учитывая, что в истории стол покрыт листом стекла, а туристам раздают брошюрки, причём этих брошюрок явно много, то-есть даже не на группу, а на каждый нос, то меня там и чай в пакетиках не удивит. А уж техникой или магией это делают - не суть важно.
А потом выдаётся дивная фраза. "Остальное просто прекрасно. Главное - не испортить это продолжением".
К слову сказать, автор пишет не первую вещь, и вроде бы концовки не запарывает.
Но суть не в том. Лично Тигру данная фраза показалась даже не косноязычием, а конкретным желанием занять место строгой учительницы и погрозить нерадивому автору пальцем. Дескать, пока ставлю отлично, но ты смотри. Потому что вот такие пугалки "ты не испорти" для творчества - минус, а не плюс. Куда больше шанса, что автор не напишет ничего, потому что писать и бояться - это особый мазохизм.
Или Тигр всё же придирчивая зараза, а отзыв нормален?
Вполне закономерное пожелание ( приказных интонаций я тоже не заметил, признаюсь ) - ибо произведений, которые хорошо начнаются, но дальше становятся всё слабее водится не мало. Если человек не знаком с творчеством этого автора - опасения выглядят объяснимо.
мб, в другом тоне, но то же самое, было бы еще и понятнее. Когда не "надеюсь, не испортит" (это такая позиция того, кто пришел именно оценить), а "надеюсь прочитать то интересное, что там дальше было"...
Если бы читатель хоть показал, что пришел первым делом читать и ему интересно читать - это да.
А так выглядит, как будто ему всяко оценивать интереснее, чем читать...
Приятно видеть, что автор на этом вроде тоже не стала зацикливаться.
О, да... *вздрагивает*
"Остальное просто прекрасно. Главное - не испортить это продолжением" - не вижу криминала, особенно в контексте по ссылке. Автор, как я поняла из комментариев, тоже ничего обидного в нем не нашла.
Что касается того, может ли подобный отзыв в принципе отбить охоту писать - думаю, вопрос в том, для чего автор вообще пишет. Если потому, что не может не писать, история жжет душу и рвется наружу - не отобьет, однозначно. Если для того, чтобы получить положительный фидбек и заверения в собственной гениальности - наверно, может, но в таких случаях, как я могла заметить по своему читательскому опыту, круг допущенных к чтению обычно фильтруется, включая в себя максимально лояльную публику, и все довольны =)
И да, я не могу сказать, что данный автор сливает к концу свои тексты.
La Hudra Интерес к деталям - это вообще нормально, просто данный товарищ этот свой интерес регулярно удовлетворяет в извращённой форме. Но сам по себе интерес я вполне понимаю.
А насчёт охоты писать - может, я действительно хватил через край, говоря, что автор ничего не напишет после такого отзыва. Естественно, не каждый автор - ранимая фиялка, и не каждый отзыв надо принимать всерьёз. Но если я начну писать свои истории не с идеей "что-то рассказать", а с идеей "вот тут люди заинтересовались, главное, не разочаровать", истории станут хуже.
izanamder, "жёсткая форма комплимента" - это как? Типа фразы "вы уже перестали бить жену по утрам?", да?
La Hudra, ну да, есть авторы, которые не могут не писать - хотя именно они, как правило, могли бы и не писать, потерей для литературы, что большой, что малой, их молчание не станет. Остальным же для творчества нужна если не супер-комфортная, то хотя бы нормальная рабочая обстановка (в том виде, в каком каждый конкретный автор её понимает). И если частью этой самой обстановки является адекватная обратная связь, то всякие хитрые и мутные мимокрокодилы будут определённо не в кассу. Хорошая критика должна быть объективной и конструктивной. Менее обидной от этого она не становится, зато успехи и достижения автора не обесцениваются, и в результате желание творить растёт и крепнет.
Морак Про трезвую объективную оценку - ППКС. Если критика - то критика, а не маскирующееся под неё втаптывание кого-то в грязь.
Матом - это еще что... Мне одна читательница обещала организовать "темную" в подъезде, если я убью одного персонажа. Кстати, персонаж благополучно дожил до конца книги.
А отзыв... извини, Тигр, но мне показалось, что ты слегка преувеличиваешь. Какое же тут хамство? Максимум легкая бестактность.
Бывает же!
Насчёт отзыва - ну, мне это показалось серьёзной бестактностью. Но может, Тигр действительно обиделся за нравящегося автора, со мной бывает.
Руководство по написанию хороших развернутых похвальных отзывов.
1. Идея.
Хороший развернутый похвальный отзыв должен строиться вокруг короткой мысли или изложения сюжета подлежащего отзыванию литературного произведения - идеи. Идея не должна быть длинна и сложна, чтобы её можно было легко запомнить и узнавать в течение всего отзыва; длинная и сложная идея возможна только в том случае, когда она имеет характер многократного повторения и варьирования исходной мысли. Для изложения идеи достаточно трех, четырех или шести предложений. Идея может не иметь ярко выраженного вывода; иногда же она заканчивается четким резюме в позитивном вплоть до восторженного тона, возможно, в форме панегирика.
В простом отзыве идея должна содержать одну мысль. Но при этом автор отзыва может применять т.н. «скрытое многомыслие». Это явление выражается в том, что между отдельными предложениями идеи существует смысловая связь.
2. Структура
Отзыв должен состоять из трех частей: экспозиции, разработки и репризы.
3. Экспозиция
Экспозиция содержит первоначальный пересказ идеи (желательно - последовательно несколькими предложениями, отличающимися друг от друга по применяемым эпитетам и глагольным актантам). Иногда используются дополнительные предложения, которые могут образовать и контрэкспозицию (изложение альтернативных идей). Литературные построения между изложениями идеи отзываемого произведения называются интермедиями. Они используются во всех частях отзыва, в экспозиции же интермедия чаще всего используется, начиная с промежутка между вторым и третьим изложением идеи. Классическая экспозиция отзыва заканчивается т.н. «модуляцией» (изложением идеи новыми словами и в несколько отличающемся от основного изложения виде) и резюме.
4. Разработка
Разработка (свободная часть отзыва) начинается с изложения идеи совершенно новым, не применявшимся в экспозиции образом. Строение этой части не стандартизовано, поэтому можно выделить лишь общие закономерности её структуры.
Идеи отзываемого произведения в разработочной части отзыва чаще всего пересказываются в разнообразной композиции, все сразу или по очереди. Как правило пересказываются главные идеи, хотя возможны отклонения в сторону использования второстепенных идей, а также собственных идей автора отзыва. Большее, чем в экспозиции, значение приобретают интермедии (они играют важную роль во всем отзыве - могут придавать черты других форм, например, литературной биографии, эссе или реферата по философии.) Широко используются преобразования идеи: обращение, дополнение, обратное изложение или частичное изложение.
5. Реприза
Реприза обычно начинается с изложения главной идеи в изначальном виде и может не выходить за его рамки, но иногда используется и привлечение другой (других) идей. Нередко важное значение приобретает изложение собственных идей автора отзыва, деталей его биографии и особенностей мировоззрения, мироощущения и миропонимания (с него даже может начаться реприза). По размеру реприза чаще всего короче экспозиции, но не ограничивается однократным изложением идеи.
Кодой называется заключительное повторение идеи, проводимое после окончательного резюме.