тварь, воспитанная книгами
Меня всегда удивляла одна вещь - стоит заговорить о воображении, фантазиях, глюках, и нередко всплывает то самое "бегство от реальности". Причём отнюдь не всегда в осуждение, зачастую про эскапизм говорится с сочувствием, мол, вокруг плохой-грубый-жестокий мир, и куда же нам, тонким-ранимым, деваться, как не в прекрасную воображаемую страну. После такого сочувствия Тигр прижимает уши и нервно бьёт хвостом.
Я никогда не понимал идеи, что страна Фантазия может существовать только как место, куда прячутся от окружающих неприятностей. А если всё хорошо, то и выдумки не нужны. Не понимал, в первую очередь, потому, что мои "глюки", мои воображаемые друзья были со мной всегда. Но это не означало, что я был так жутко недоволен окружающим миром. Мне было интересно взглянуть на него под другим углом, я нередко пытался представить, как бы выглядело то, что меня окружало, в совсем другом антураже. Да, подростковые размышления о безжалостном несправедливом мире Тигрёнка тоже не миновали, но полным неудачником, который может получить счастье только где-то там, я себя не чувствовал. Наоборот, мне казалось важным здесь достигать своих целей, как мои любимые герои (как придуманные, так и вычитанные) достигали их у себя. Быть достойным своих фантазий.
Поэтому я не очень люблю (а в более юном возрасте меня такие сюжеты откровенно бесили) рассказы типа "некто был полным нулём, но попал в сказочную страну, там его посчитали Избранным, и он как развернулся!". Мне всегда казалось, что если ты ноль, то ничего не получится. В конце концов, кто сказал, что там испытания будут легче, чем здесь? И что если здесь ты не умеешь видеть и творить красоту, то там сразу этому научишься?
Одна из самых любимых моих вещей на эту тему - "Бесконечная история" Михаэля Энде. Там замечательно показано, что фантазии нужны не для того, чтобы легко обвешать себя всем тем, чего здесь не дали, а для того, чтобы найти в себе силы, стать отважнее, решительнее, умнее. Причём не просто назвать себя таким, а стать таким и в реальном своём мире. Бастиан очень многое вынес из своего сказочного приключения, и то, чему он научился там, останется с ним. А любители бесплатных титулов и достоинств в итоге теряют всё, даже себя прежних - город бывших королей выглядит очень жёстким отображением товарищей, ценящих вымыслы только как место, где тебе всё дадут по первому щелчку.
Поэтому я считаю, что мечты могут быть тем ресурсом, который поможет и поддержит, даст силы справиться с неприятностями, а не нора, в которую забиваются, и сидят там, ничего не делая. Да, я играю всю жизнь, но пока игра не в минус, а в плюс реальности, так ли это плохо? А идеи, что каждый фантазёр ненавидит этот мир и мечтает сбежать... ну, только если каждый дайвер ненавидит сушу и мечтает стать рыбой!
Я никогда не понимал идеи, что страна Фантазия может существовать только как место, куда прячутся от окружающих неприятностей. А если всё хорошо, то и выдумки не нужны. Не понимал, в первую очередь, потому, что мои "глюки", мои воображаемые друзья были со мной всегда. Но это не означало, что я был так жутко недоволен окружающим миром. Мне было интересно взглянуть на него под другим углом, я нередко пытался представить, как бы выглядело то, что меня окружало, в совсем другом антураже. Да, подростковые размышления о безжалостном несправедливом мире Тигрёнка тоже не миновали, но полным неудачником, который может получить счастье только где-то там, я себя не чувствовал. Наоборот, мне казалось важным здесь достигать своих целей, как мои любимые герои (как придуманные, так и вычитанные) достигали их у себя. Быть достойным своих фантазий.
Поэтому я не очень люблю (а в более юном возрасте меня такие сюжеты откровенно бесили) рассказы типа "некто был полным нулём, но попал в сказочную страну, там его посчитали Избранным, и он как развернулся!". Мне всегда казалось, что если ты ноль, то ничего не получится. В конце концов, кто сказал, что там испытания будут легче, чем здесь? И что если здесь ты не умеешь видеть и творить красоту, то там сразу этому научишься?
Одна из самых любимых моих вещей на эту тему - "Бесконечная история" Михаэля Энде. Там замечательно показано, что фантазии нужны не для того, чтобы легко обвешать себя всем тем, чего здесь не дали, а для того, чтобы найти в себе силы, стать отважнее, решительнее, умнее. Причём не просто назвать себя таким, а стать таким и в реальном своём мире. Бастиан очень многое вынес из своего сказочного приключения, и то, чему он научился там, останется с ним. А любители бесплатных титулов и достоинств в итоге теряют всё, даже себя прежних - город бывших королей выглядит очень жёстким отображением товарищей, ценящих вымыслы только как место, где тебе всё дадут по первому щелчку.
Поэтому я считаю, что мечты могут быть тем ресурсом, который поможет и поддержит, даст силы справиться с неприятностями, а не нора, в которую забиваются, и сидят там, ничего не делая. Да, я играю всю жизнь, но пока игра не в минус, а в плюс реальности, так ли это плохо? А идеи, что каждый фантазёр ненавидит этот мир и мечтает сбежать... ну, только если каждый дайвер ненавидит сушу и мечтает стать рыбой!
Тао2, ну вот я к этому прицепилась. Толкина за эскапизм ругали (см. цитату ранее), Толкин эскапизм оправдывал, практически в этих сквикающих Тигра терминах... Из этого не следует, что Страна Фантазия - сугубо место, куда прячутся от мира.
Э. Д. на ту же тему
Увы, на эти тексты зачастую опираются люди совсем другого толка - которые в реальности пальцем шевельнуть лишний раз не хотят. И они пытаются заполучить себе право лежать на диване (зачастую параллельно с сидением на чужой шее), мотивируя это тем, что жестокая реальность слишком ранит их трепетную душу. Они же не цивилы, которые в этой мордорской пакости живут и плодятся. И что-то мне сомнительно, что Профессор подобный вариант бы оценил.
Поэтому мне хочется отделить одно от другого, чтобы не получалось, что хороший и умный человек страстно защищал лентяев.
Тао2 Про бэкграунд - полный ППКС. Во времена Толкиена, равно как и Льюиса, и Честертона эскапизм в качестве оправдания лени не проходил, тогда для нелюбителей утруждаться были совсем другие аргументы в пользу своей позиции.
La Hudra Спасибо за чудный стих. Очень люблю Эмили Дикинсон.
И да, это не бегство, это обретение сил и способ выживания.
Поэтому мне хочется отделить одно от другого, чтобы не получалось, что хороший и умный человек страстно защищал лентяев.
Огненный Тигр, мне бы тоже хотелось отделить.