тварь, воспитанная книгами
В очередной раз вижу картину: на конкурсах лидирует творение, старательно бьющее по нервам. Подчеркиваю: это не остросоциальная вещь, не вещь пронзительная до боли, это эффектное жонглирование страшными словами. Никакого объяснения происходящему не дается, просто есть жуткая картинка. До тошноты жуткая - если, конечно, это хоть как-то себе представить, а не пробежать глазами.
На мой вкус, популярность такого кровавого месива держится на одном - люди не отличают "вещь зацепила" от "вещь ударила по нервам". Если передернуло, сердце заколотилось - значит, хорошая вещь, сильная. А логично, что передернуло и заколотилось - мало кто может спокойно относиться к старательно описываемому кровавому месиву. Особенно если у человека все в порядке и с воображением, и с чувствами, и с душой. (Зато мне всякий раз интересно - а сам автор то, что он описывает, хоть как-то представляет? Да-да, вот это, кровавое, жуткое и ужасное? Или легкость жонглирования страшными словами именно от того, что ничего за ними не стоит, ни образов, ни боли, ни даже нормального человеческого отвращения? Слова-пустышки...)
Так вот, чтобы ударить по нервам, много ума не надо. Особенно если пишущему от этого ни холодно, ни жарко, у него и кровь кетчупная, и трупы бутафорские, а читатель воспринимает все всерьез. Но когда после подобного опуса перехватывает горло, это не всегда показатель пронзительности текста, который "достал до сердца". Сердцу там болеть на самом деле не за кого. А к горлу подступает тошнота.
Естественно, для автора нет запретных тем. Если надо описать поле битвы, последствия Варфоломеевской ночи или иного погрома, место катастрофы, автор вправе использовать самые страшные слова, какие подсказывает ему его талант и логика происходящего. Но мне очень хочется, чтобы не каждого, кто решается использовать страшные слова, сразу считали храбрецом. Иногда это не от храбрости, а от непонимания, о чем собственно ты пишешь. И чтобы не путали тексты, от которых трудно дышать, с текстами, от которых тошнит.
На мой вкус, популярность такого кровавого месива держится на одном - люди не отличают "вещь зацепила" от "вещь ударила по нервам". Если передернуло, сердце заколотилось - значит, хорошая вещь, сильная. А логично, что передернуло и заколотилось - мало кто может спокойно относиться к старательно описываемому кровавому месиву. Особенно если у человека все в порядке и с воображением, и с чувствами, и с душой. (Зато мне всякий раз интересно - а сам автор то, что он описывает, хоть как-то представляет? Да-да, вот это, кровавое, жуткое и ужасное? Или легкость жонглирования страшными словами именно от того, что ничего за ними не стоит, ни образов, ни боли, ни даже нормального человеческого отвращения? Слова-пустышки...)
Так вот, чтобы ударить по нервам, много ума не надо. Особенно если пишущему от этого ни холодно, ни жарко, у него и кровь кетчупная, и трупы бутафорские, а читатель воспринимает все всерьез. Но когда после подобного опуса перехватывает горло, это не всегда показатель пронзительности текста, который "достал до сердца". Сердцу там болеть на самом деле не за кого. А к горлу подступает тошнота.
Естественно, для автора нет запретных тем. Если надо описать поле битвы, последствия Варфоломеевской ночи или иного погрома, место катастрофы, автор вправе использовать самые страшные слова, какие подсказывает ему его талант и логика происходящего. Но мне очень хочется, чтобы не каждого, кто решается использовать страшные слова, сразу считали храбрецом. Иногда это не от храбрости, а от непонимания, о чем собственно ты пишешь. И чтобы не путали тексты, от которых трудно дышать, с текстами, от которых тошнит.
вот со стихами уже не прокатывает .
А вообще согласна полностью. Играют на самом мощном человеческом чувстве - страхе и всех его подвидах
Впрочем, это беда известная, и не только в литературе.
В Средние Века, Ренессанс (и, наверное, позже тоже) неподобающий вкус и запах еды маскировали огромным количеством специй. Чем распространённей и дешевле становились специи, тем более... гм, несвежее так прятали: если к столу знати совсем уж тухлятину подавать чревато, то в каком-нибудь трактире у дороги...
Ну и в литературе, понятно, тоже подхватили идею. Вместо того, чтобы прорабатывать образы и брать качеством, некоторые предпочитают упирать на количество. Кишки-кровяка. Бедная-нищщасная сиротка, с которой на каждой странице случается по десять бед. Ну или просто подробные описания бюста главной героини или похождений главного героя.
По поводу засилия картона, обильно политого кетчупом, помню, мы с тобой, Тигра, уже высказывали хором своё "фи" в адрес Катаклизма...
Возможно, это мистика, но когда я ждала дочь, я дважды чувствовала, что ребенку внутри меня буквально плохо от того, что я читаю: "Геном" Лукьяненко и "Казнь" Дяченок.
Миранда Элга, Moire Стихи с конкурса. Если интересно, могу ссылку кинуть. Хотя вообще данные стихи были последней каплей, а победа кровищщи над здравым смыслом, талантом и логикой наблюдалась неоднократно.
Рыжий Авторам подобных фиков задать вопрос тоже хочется. Они реально это представляют? Хотя всплывало же интересное мнение: "Если каблук сломался, настроение плохое, напиши фик, в котором твоего любимого героя режут на 10 частей, и полегчает". До сих пор не знаю, как от такого может полегчать, особенно если герой любимый. О_о
kate-kapella
Royal Heart Знаешь, есть вещи и есть вещи. У обожаемого мною Мартина тоже хватает крови и грязи, но там оно к месту и со смыслом. А бывает просто омерзительная картинка, и все, любуйся, дорогой читатель.
Sioren Именно что заливают кетчупом. Надо показать, что герою больно? Ок, переломаем десяток костей. Нужен ужас? Будем подробно описывать расчлененку. Зачем нам образы и прочие тонкости, у нас тут лужа кровищи и вот тут еще одна. А кому не нравится, тот нежная фиялочка.
Но тенденция же не только в фикрайтерстве
Вот так и окажется, в конце концов, что вещи, которые я пишу на основе реальных событий, "недостаточно правдоподобны".
был прекрасный короткий ролик про девушку-фотографа, чьё фото из горячей точки выиграло престижный конкурс - так вот, чрезвычайно наглядная иллюстрация.
Желающие могут нагуглить по "Сотая доля секунды" / "One Hundredth of a Second"
Рыжий, Royal Heart, ~Sheogorath~ Вот меня тоже злит, что после таких творений нормальные вещи не воспринимаются. Они, видите ли, унылые, пресные, сладкие и вообще никакие. Правильно, потому что автор не спешит с первого предложения бить читателя дубиной по голове. А читатель уже привык к ударам, он более мягкого воздействия не чувствует.
Рута Гамулецка Угу, скоро в интернете появится новый мем: "Креатифф ацтой, тема кишок и мяса не раскрыта".
И ведь может. Игры такое уже пережили - когда критики писали, мол, игре не хватает крови.
ingadar я боюсь что автора прочитанного одобряют такие же авторы пишущие. Которые действительно не знают, как вообще бывает больно и страшно... ну немногим посерьезней сломанного каблука.
Зато очень хотят выглядеть битыми жизнью, суровыми и все прошедшими. И это тоже факт - если тебе от подобного кровавого месива стало дурно, ты вроде как фиалочка, няшечка и слабак. А быть слабаком никому не хочется. Давай похвалю, буду выглядеть крутым.
Миранда Элга Пока вроде как нет. Но я не слежу за конкурсом, я туда просто зашел.
<Шум> Хорошо сказано.