тварь, воспитанная книгами
Так получилось, что до "Девяносто третьего года" Гюго Тигр добрался только недавно. Впрочем, может когда-то читал, но в бешеном темпе, так что в голове ничего толком не отложилось. По-настоящему прочел сейчас.
Если из всего моего восхищения оставить одну фразу, то я скажу: Это книга про гражданскую войну, в которой с уважением относятся к обоим сторонам. (К счастью, ограничиваться одной фразой мне не обязательно.) При этом автор отнюдь не сторонний наблюдатель, у него есть его сторона. Он этого не скрывает. И в то же время прекрасен и страшен свободный революционный Париж и прекрасна и страшна дремучая, фанатическая Вандея. В некоторые моменты даже кажется, что "свой" Париж автор бичует сильнее, чем "их" Вандею. Именно потому что неравнодушен, и именно потому, что прошлое отживет и так. А вот будущему надо еще очень постараться, чтобы родиться, и жутко видеть, как склоками и интригами его убивают.
Образы, в которых как будто сведено будущее и прошлое, революция и монархия, прекрасны невыразимо. Момент, когда лицом к лицу стоят маркиз де Лантенак и комиссар Симурдэн, поражает именно равенством фигур. Да, они бьются за разные вещи, но они равны в своей жестокой преданности своим идеалам. Вообще, что очаровывает в героях "1793 года", в них нет ни малейшей позы, ни малейшей фальши. Они такие и есть, в преступлении и в подвиге, в жестокости и в милосердии.
Если де Лантенак и Симурдэн - это настоящее, это гражданская война сейчас, то вторая пара образов.достаточно четко объясняет, что к чему. Говэн - это будущее, это человек, каким он должен быть. Отважный, справедливый и милосердный. И да, в настоящем такие зачастую проигрывают именно потому, что не могут поступиться идеалом. Но без идеала, без понимания, что как бы жизнь не крутила и не заставляла отступаться, хорошо и плохо все-таки есть, вся борьба за будущее превращается в осатанелый дележ добычи.
И варварское жуткое прошлое, дух подземной Вандеи - Гуж-ле-Брюан, он же Синебой, он же Иманус. Вроде бы чудовище в человеческом обличье, не зря его последнее прозвище означает нечто вроде демона-людоеда. И в то же время даже у него есть и свое благородство, и своя боль - были казнены его родители и сестра. Никакого давления на жалость нет, но одним штрихом монстр превращается в человека.
В общем, по итогам прочтения вырвалось пожелание - чтоб про нашу гражданскую писали и снимали так. Жестко, но без смакования жестокости, и с уважением к противникам.

@темы: книги

Комментарии
18.02.2012 в 01:23

чтоб про нашу гражданскую писали и снимали так. Жестко, но без смакования жестокости, и с уважением к противникам. когда я училась в школе, в 10 классе нам задали прочитать какой-нибудь роман о гражданской войне на выбор.
я такие произведения читать не хотела, но мама посоветовала мне "Жестокость" Нилина — и это оказалась хорошая книга, и, по крайней мере, отчасти соответствующая таким критериям.
18.02.2012 в 01:32

Ждет нас приказ - возвратиться к Владыке Небес; нам он себя проявить на земле не дает...
А на фразу "Я сказал - равенство. Я не сказал - тождество" внимание обратил? Моя любимая формулировка по очень многим вопросам ;)))
18.02.2012 в 01:36

"The future seems so... clear."
Читала этот роман в студенческие годы. Прекрасно написано, наверное месяц под впечатлением была. Великая Французская революция и её герои интересовали меня и до этого, одно время увлекалась этой эпохой.
18.02.2012 в 02:31

тварь, воспитанная книгами
tes3m Спасибо за совет

Кодзю Тацуки Да там много дивных фраз, на самом деле. И эта да, прекрасна.

Lollia Paulina Мне ВФР интересна, хотя и не самый интересующий момент истории. Но книга, бесспорн, пронзительная.
18.02.2012 в 07:07

Рамина, Королева Полевых Мышей
В общем, по итогам прочтения вырвалось пожелание - чтоб про нашу гражданскую писали и снимали так. Жестко, но без смакования жестокости, и с уважением к противникам.
Увы...у нас не знают золотой середины. Раньше белогвардейцев описывали, по большей части, как декадентов и озверелых тупых палачей, теперь - они все сплошь белые лебедирыцари, исполненные все, как один, неземного благородства.
18.02.2012 в 10:34

Гриффиндорский идеалист
Огненный Тигр,
спасибо за напоминание)
Читала давно, еще в школе. Впечатление - непередаваемое, в книгу влюбилась сразу. Вот за это равенство, за героев... но перечитывать с тех пор не могу. Она у меня из тех, что прочитываются за раз - и на раз.
18.02.2012 в 11:42

In every wood in every spring there is a different green. (C)
Я тоже читала очень-очень давно. Даже не помню отдельных персонажей, осталось общее ощущение сплошного кромешного кошмара. Хотя один раз это действительно надо прочесть... как прививку от разных революционных иллюзий.
18.02.2012 в 13:02

тварь, воспитанная книгами
Ramine, Reine des souris Вот увы. Раздражает.

tiger_black Я, скорее всего, буду перечитывать. А не влюбиться в эту книгу трудно.

Лопоуша Мне оно сплошным кромешным кошмаром не показалось, там как раз про то, что даже в таких условиях люди могут (и должны!) оставаться людьми. Но по иллюзиям она действительно проходится хорошо - и по легкой и красивой революции, и по благородно-утонченному прошлому.
18.02.2012 в 13:13

Гриффиндорский идеалист
Огненный Тигр,
ну да - тогда, сразу, я ее и перечитывала - несколько раз, но это у меня считается за один)
Я меньше трех раз вообще ни одну книжку не читала))
А потом - уже нет. Сначала слишком хорошо помнила. Да и теперь думаю, что помню)
18.02.2012 в 13:14

Per anus ad astra
В общем, по итогам прочтения вырвалось пожелание - чтоб про нашу гражданскую писали и снимали так. Жестко, но без смакования жестокости, и с уважением к противникам

Из книг - уже упомянутая здесь "Жестокость", бабелевская "Конармия", "Железный поток" Серафимовича, фадеевский "Разгром", те же "Хождение по мукам" Толстого и "Тихий Дон". "Солнце мертвых" Шмелева. Вообще книги 20-30х годов о Гражданской войне достаточно объективные.
Из фильмов - несравненный "Свой среди чужих, чужой среди своих" и современная "Волчья кровь"
18.02.2012 в 14:08

попереду - холодна могила, а позаду - вороги лежать
Тут еще есть маленький такой нюансик - РИ была большая и состояла не из одной лишь России. Для тех частей, которые не Россия (Украина, Латвия, Польша и т.д) еще был такой фактор, как создание своего государства. В Украине даже такие коммунисты были, которые были за советскую власть, но при этом Украина должна была бы быть суверенным и независимым государством, а не частью России. (Антон Шарый (он же Богун или Богунский) ). При таком раскладе белогвардейцы становятся оккупантами и заслуженно получают в лучшем случае - пулю.
18.02.2012 в 15:17

Добрейшей души ДК (с)
О, про Бабеля уже сказали до меня, но все же повторю, что про нашу гражданскую войну неплохо писал Бабель. Тоже уважая всех.
18.02.2012 в 18:09

In every wood in every spring there is a different green. (C)
Огненный Тигр, может, я слишком рано прочла...

и по благородно-утонченному прошлому
Угу, и это тоже.
18.02.2012 в 18:40

тварь, воспитанная книгами
La Hudra, Sioren Тогда - да. Я, скорее, про новые книги и фильмы на тему. С ними чаще все... печально. А за список спасибо, хотя большинство я уже читал.

Clegane Для тех частей, которые не Россия (Украина, Латвия, Польша и т.д) еще был такой фактор, как создание своего государства.
Это я учитываю. Благо живу в Латвии, и как минимум, про нашу войну за независимость тут учат неплохо.
19.02.2012 в 01:01

жаль вот, у нас в кино фильм "Вандейское восстание" не показывают :(
27.01.2016 в 15:52

Боже, помоги мне быть таким человеком, каким меня считает моя собака!
"Тихий Дон" - именно такая книга. Автор на стороне красных, но при этом колеблющийся, мечущийся Григорий - его любимый персонаж, а большевики Бунчук и Кошевой куда как несимпатичны. А эпизоды самоубийства Каледина и казни пленных офицеров - душераздирающие.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии