тварь, воспитанная книгами
В свое время в хорошей дискуссии мы удивлялись, что никто не пишет пафосные речи в защиту несправедливо замученных жестокой Элой Раткевич канцлера Селти и Иргитера. Так вот, Тигру повезло наткнуться на примерно равнозначный перл.
Доказывается, что у Стругацких презрение к людям проявляется во всем творчестве, начиная с "Понедельника...". Цитата: "Вспомните, как там даже не словами своих героев, а от себя отрекомендовали Выбегалло? Был он циник, и был он дурак. Вроде бы и правильно, но было в этом какое-то изначальное презрение человека к человеку."
Ну про то, что говорится это вполне себе от персонажа ("Очень я его не любил. Был он циник и был он дурак." (с) Саша Привалов), даже намекать неудобно. В данном случае авторы, ИМХО, разделяют точку зрения персонажа. Вопрос у Тигра был другой: а как, пардон, можно еще относиться к данному товарищу? Ну ведь реально же заслужил.
И еще милейший нюанс. Из всех героев книги - героев очень разных больше с презрением не относятся ни к кому. Даже среди абсолютников, которые изначально вроде бы лентяи, есть упорный и старательный Луи Седловой. Даже к Модесту Матвеевичу Камноедову отношение другое - потому что человек, пусть и с армейскими замашками, но выполняет свою работу. И будем честными, с ним, конечно, НИИЧАВО бывает трудно, но еще вопрос, было бы легче без него - ибо научному раздолбайству требуется противовес. Даже к эпизодическому бухгалтеру рыбзавода, вынужденному сидеть в одной очереди с дублями, относятся очень по-человечески и с симпатией. Т.е. обижен только и исключительно Амвросий Амбруазович. И тем не менее именно это становится знаковым примером, а нормальное отношение к другим как бы за кадром. Хотя изначальное презрение уж точно должно было проявиться хотя бы с бухгалтером, с вурдалаком Альфредом, и другими персонажами, вроде как ничем особым себя не проявившим. Однако не проявляется.
Так что, ИМХО, диспозиция у Стругацких абсолютно правильная: презрение надо заслужить, но уж если заслужил - не жалуйся. Потому что быть Выбегаллой как-то не комильфо.

@темы: книги

Комментарии
20.01.2012 в 23:13

В дырявых душах так давно сквозняк и ветер...//Каждому - по персональному слаанешу!/ Наслажденье - твой удел, Путь укажут Восемь Стрел!
V-Z, просто, как правило, работает Третий Закон Ньютона - когда "эльфы в белом, остальные в дерьме", так и хочется отыграть в другую сторону.
А потом уже приходит время "как всё было в реале".
В общем, классическое "тезис-антитезис-синтез".
Если по Толкину примеры приводить - сначала нужна Ниэнна, и лишь потом приходит время Еськова.
20.01.2012 в 23:16

Рамина, Королева Полевых Мышей
Alex-Celly, да, эльфы Еськова, наверное, самые натуральные - насколько это возможно в изложении не-эльфа...
20.01.2012 в 23:21

Должен - значит могу!/Нельзя убивать игрока без согласия персонажа
Ramine, Reine des souris, ну да, но у хороших писателей обычно получается.)
Кстати, о Еськове - вот то ли он сам, то ли еще кто-то заметил, что как раз у Стругацких получилась абсолютно чужая человеку цивилизация - Странники. И собственно Еськов в "Кольценосце" эльфов создавал именно по модели "не злые, но полностью чужие, с иным взглядом на мир". Что, на мой взгляд, куда реалистичнее.
Профессор, к слову, это тоже умел отменно. В Сауроне зачастую чувствуется то, что это все-таки не человек, никогда им не был, и вообще к ходящим по земле не принадлежал.

Огненный Тигр, согласен. То же самое и у меня... Хотя отмечу, что "Что бы такого сделать плохого?" все же бывает - есть же те, кто способны устроить кошмар Just for Evulz, и они зачастую бывают очень серьезной угрозой. Хотя я таких персонажей не люблю.
20.01.2012 в 23:21

В дырявых душах так давно сквозняк и ветер...//Каждому - по персональному слаанешу!/ Наслажденье - твой удел, Путь укажут Восемь Стрел!
Ramine, Reine des souris, я не только об эльфах - я вообще о подходе. Сначала "эпос победителей", потом "легенды побеждённых" и только потом - "реальность кусается".
Хотя в случае с Льюисом антитезис за слабостью тезиса пропустили - Ипатова сразу сделала "как оно должно быть в реале".
20.01.2012 в 23:24

Рамина, Королева Полевых Мышей
V-Z, не злые, но полностью чужие, с иным взглядом на мир". Что, на мой взгляд, куда реалистичнее.
Согласна целиком и полностью. Жаль, подавляющее большинство современных фэнтези- и хоррор-писателей явно не читают ни Стругацких, ни Еськова.
Alex-Celly, Хотя в случае с Льюисом антитезис за слабостью тезиса пропустили - Ипатова сразу сделала "как оно должно быть в реале".
По Льюису написали апокриф?! :str:
20.01.2012 в 23:28

В дырявых душах так давно сквозняк и ветер...//Каждому - по персональному слаанешу!/ Наслажденье - твой удел, Путь укажут Восемь Стрел!
Ramine, Reine des souris, причём прекрасный. Написала та самая Ипатова, которая "Врата Вальгаллы", "День Полыни" и прочие прекрасности типа "Винтерфилда".
Моя реца со ссылкой на место, где оный апокриф доступен - вот: www.diary.ru/~3596795/p161627882.htm
20.01.2012 в 23:29

тварь, воспитанная книгами
Ramine, Reine des souris Я знаю, что Раткевич этого не напишет. А вот какой-нибудь фанфикер может.
Хотя на самом деле сие было взято просто для примера.
20.01.2012 в 23:31

Рамина, Королева Полевых Мышей
Огненный Тигр, Хотя на самом деле сие было взято просто для примера.
Да я понимаю... Это я так...в порядке разврата ума) Но все равно - почитать такое хотелось бы))
Alex-Celly, Имя и названные книги мне мало что говорят, но на рецензию всяко гляну, спасибо!
20.01.2012 в 23:33

В дырявых душах так давно сквозняк и ветер...//Каждому - по персональному слаанешу!/ Наслажденье - твой удел, Путь укажут Восемь Стрел!
Ramine, Reine des souris, вы сами тексты прочитайте - они того очень стоят...
20.01.2012 в 23:35

Должен - значит могу!/Нельзя убивать игрока без согласия персонажа
Кстати, вот что интересно - у Льюиса как раз вопрос чуждости есть. По-настоящему могучие сверхъестественные антагонисты - это Джедис и Таш... так вспомните Джедис в "Племяннике"? Это именно что величие по-злодейски - она искренне удивляется, когда кто-то не подчиняется ей, королеве из рода великанов. И с таким же полным игнорированием мира она возводит в Нарнии зиму - потому что ей так комфортно.
20.01.2012 в 23:37

Рамина, Королева Полевых Мышей
Alex-Celly, возможно... Хотя ваша характеристика, данная в рецензии Льюису как писателю, и его книгам меня, признаюсь, несколько огорчила. При всем своем анти-теизме вообще и нелюбви к христианству в частности, я все же, не могу разделить вашу столь отрицательную точку зрения.
20.01.2012 в 23:38

Рамина, Королева Полевых Мышей
V-Z, И с таким же полным игнорированием мира она возводит в Нарнии зиму - потому что ей так комфортно.
Она просто хотела дать жителям вечные зимние каникулы) а те не оценили....
20.01.2012 в 23:41

Должен - значит могу!/Нельзя убивать игрока без согласия персонажа
Добавлю, кстати, еще одну деталь, немаловажную, на мой взгляд. У меня не очень укладывается в голове то, что тяжкое прошлое, даже если оно есть, оправдывает осознанно совершенное впоследствии. Ну да, считаться неудачей в своей семье и быть сплавленной подальше - неприятно, но это никак не служит оправданием стремлению перерезать всю аристократию своего государства и соседних, начиная с оной семьи, например. Прошлое с проблемами может помочь понять персонажа, может быть, посочувствовать... но отнюдь не оправдать.
20.01.2012 в 23:43

В дырявых душах так давно сквозняк и ветер...//Каждому - по персональному слаанешу!/ Наслажденье - твой удел, Путь укажут Восемь Стрел!
V-Z, ну да - но при этом на "чуждость" накладываются моральные заморочки, превращая Белую Колдунью в некий предмет обстановки в классе воскресной школы. С Таш всё и того хуже...
20.01.2012 в 23:44

В дырявых душах так давно сквозняк и ветер...//Каждому - по персональному слаанешу!/ Наслажденье - твой удел, Путь укажут Восемь Стрел!
Ramine, Reine des souris, скажем так, это моя характеристика. Другой вопрос, что у меня есть для неё определённые основания...
20.01.2012 в 23:47

Должен - значит могу!/Нельзя убивать игрока без согласия персонажа
Alex-Celly, ну, насчет "Хроник Нарнии" я спорить не буду. Мне-то они весьма нравятся, да и речь сейчас не о них конкретно.)
21.01.2012 в 12:47

Per anus ad astra
Огненный Тигр, на мой взгляд, АБС Выбегалло не столько презирают, сколько потешаются над ним - по принципу "дурак, но безвредный и доставляет".
Тезис о тотальном презрении к человечеству озадачивает = )
21.01.2012 в 13:09

Должен - значит могу!/Нельзя убивать игрока без согласия персонажа
La Hudra, ну, справедливости ради, не совсем безвредный) Один эксперимент на полигоне чего стоит, если б не Роман...)
21.01.2012 в 13:26

Per anus ad astra
V-Z, так полигон для таких случаев и строился. И опасные эксперименты - нормальная составная часть научного процесса (вспомним, чем кончались запуски хотя бы той же Н-1). Но той же справедливости ради надо сказать, что Выбегалло, в отличие от его многих реальных коллег, никого не подсиживал и целенаправленных гадостей никому не делал. Да, занимался всякой фигней - но отчего бы и не заниматься, когда на это выделяют фонды? =)
21.01.2012 в 13:29

Должен - значит могу!/Нельзя убивать игрока без согласия персонажа
La Hudra, это да. Хотя, точности ради, в НИИЧАВО контингент для подсиживания неудобный) Младших, вроде Привалова - нет смысла, а того же Кристобаля Хозевича попробуйте подсидеть.)
"Я могу сказать лишь одно. Я простой бывший Великий Инквизитор..."
К чести Выбегалло - если верить его словам, он бы Хунту не постеснялся на поединок вызвать или принять такой вызов.)
21.01.2012 в 13:39

Per anus ad astra
V-Z, вот об этом и речь - Выбегалло дурак, пустозвон, приспособленец, но не сволочь.
21.01.2012 в 21:08

тварь, воспитанная книгами
La Hudra Меня тезис тоже порадовал.
И нельзя сказать, чтобы его совсем уж презирали. Ну относились... соответственно деятельности.
22.01.2012 в 08:18

Per anus ad astra
Огненный Тигр, что касается деятельности, то, если вдуматься, от того, чем занимались все остальные, в том числе и положительные магистры, прямой народнохозяйственной пользы тоже никакой. А идейки у них были и пострашнее - взять хотя бы мечту того же Витьки Корнеева превратить всю воду на планете в живую - это же вообще полный писец, подготовка тотальной экологической катастрофы. Но ничего, никто не возмущается, только хвалят =)

Второй "аксепт" - НИИЧАВО построен как любой НИИ, причем не только советский - прикладные исследования и фундаменталка. То есть занимайтесь чистой наукой, но попутно давайте и то, что можно использовать прямо сейчас (лучше всего это делает отдел Киврина). Поэтому если посмотреть по деньгам, у Выбегалло относительно затратным был только проект с самонадевающимися ботинками. Выведение кадавров много средств не требовало: оборудование - три автоклава и конвейер, вспомогательные материалы - отходы рыбозавода =) У него же в штате даже мнс не было, одни лаборанты, если я правильно помню. Не любили Амвросия Амбруазовича в основном за идеологическую трескотню - сидел бы тихо, никто бы не обращал на него внимания, как на тех же абсолютников, которые, в отличие от Выбегаллы, вообще ни черта не делали, однако зарплату получали исправно =)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии