тварь, воспитанная книгами
Во френдленте всплыла старая история, как известный скрипач играл в метро сложнейшие произведения, а люди шли мимо и не обращали на него внимания. Тигру захотелось поговорить даже не о самом эксперименте, который, на мой вкус, запрограммирован на определенный результат, но о восприятии красоты вообще.
Почему-то очень часто теряется факт, что красота субъективна. Да, есть общие представления о красоте, заложенные в нас культурой. Даже когда мы смотрим в свою первую книгу сказок и видим там на картинке прекрасную принцессу с длинными волосами, хрупкими руками и тонкой талией, а не широкоплечей и короткостриженой, в нас закладывается представление, что красота выглядит так, а не иначе. И тем не менее красота субъективна.
Более того, на восприятие красоты может повлиять очень многое. Например, лица близких друзей кажуься нам симпатичнее, чем схожие лица незнакомцев. А неприятный тебе человек скорее покажется некрасивым. Это же распространяется и на искусство. Влюбленному в море и сказки Тигру творчество мариниста Айвазовского кажется красивее, чем пейзажиста Шишкина, а "сказочник" Васнецов нравится больше, чем "реалист" Кустодиев. При этом я отдаю себе отчет, что все 4 художника талантливы, но на чьи-то картины мне смотреть приятнее.
Не спорю, художественный и прочие вкусы можно развивать. Но меня удивляет, когда "развитие вкуса" понимается как "принятие неких общих стандартов красоты". В итоге вместо развития вкуса получается подгонка собственных чувств, собственного восприятия под нужный ответ. Надо читать этого писателя, восхищаться этими картинами и слушать эту музыку, тогда у тебя есть чувство прекрасного.
ИМХО, стыдно совсем уж не знать классику и путать Вагнера с Вайнерами. Но не любить музыку Вагнера - вполне нормально (если ее не любят, потому что слушали и не понравилось, а не потому что "это любимый композитор Гитлера, значит, его музыка - дрянь"
. Более того, даже если человек предпочитает более современную музыку классике, это опять же не делает его варваром без тени вкуса. "Нравится - не нравится" на самом деле - очень демократичная штука, ей не важно, сколько лет существует на свете данная книга/фильм/музыка. Я не поставлю песни группы "Ария" рядом с "Ночью на Лысой горе" Мусоргского, с "Полетом валькирий" Вагнера или "В пещере горного короля" Грига (и не поставлю потому, что "это животные разной породы"
, но моя любовь к трем вышепомянутым произведениям держится ровно на том же, на чем и любовь к рок-музыке - мне нравится громкая, эмоциональная музыка, под которую легко идти и действовать, нравится музыка с таинственным или мистическим подтекстом. И то, что часть этой музыки - классика, а другая - рок-баллады, не отменяет общей струны в Тигрином сердце.
И еще почему-то считается, что красоту с большой буквы можно увидеть везде и везде она будет уместна. В принципе, на этом помянутый эксперимент и стоял. А я в этом не уверен.
Вот представим себе бальное платье века XIXого. Оно, безусловно, красиво. Представим его на девушке с соответствующей прической, с красивыми чертами лица. Естественно, оно пошито по фигуре и все аксессуары подобраны в тон. Красиво?
А теперь представим эту девушку в этом платье в спортзале. Или на пляже.
Так вот, для меня музыка гениального скрипача в метро в утренний час пик - все равно, что бальное платье в спортзале. Оно прекрасно, девушка прекрасна, но я не назову тренера, который потребует от дамочки переодеться, не ценящим красоту дураком. Просто потому, что это платье здесь неуместно.
Почему-то очень часто теряется факт, что красота субъективна. Да, есть общие представления о красоте, заложенные в нас культурой. Даже когда мы смотрим в свою первую книгу сказок и видим там на картинке прекрасную принцессу с длинными волосами, хрупкими руками и тонкой талией, а не широкоплечей и короткостриженой, в нас закладывается представление, что красота выглядит так, а не иначе. И тем не менее красота субъективна.
Более того, на восприятие красоты может повлиять очень многое. Например, лица близких друзей кажуься нам симпатичнее, чем схожие лица незнакомцев. А неприятный тебе человек скорее покажется некрасивым. Это же распространяется и на искусство. Влюбленному в море и сказки Тигру творчество мариниста Айвазовского кажется красивее, чем пейзажиста Шишкина, а "сказочник" Васнецов нравится больше, чем "реалист" Кустодиев. При этом я отдаю себе отчет, что все 4 художника талантливы, но на чьи-то картины мне смотреть приятнее.
Не спорю, художественный и прочие вкусы можно развивать. Но меня удивляет, когда "развитие вкуса" понимается как "принятие неких общих стандартов красоты". В итоге вместо развития вкуса получается подгонка собственных чувств, собственного восприятия под нужный ответ. Надо читать этого писателя, восхищаться этими картинами и слушать эту музыку, тогда у тебя есть чувство прекрасного.
ИМХО, стыдно совсем уж не знать классику и путать Вагнера с Вайнерами. Но не любить музыку Вагнера - вполне нормально (если ее не любят, потому что слушали и не понравилось, а не потому что "это любимый композитор Гитлера, значит, его музыка - дрянь"


И еще почему-то считается, что красоту с большой буквы можно увидеть везде и везде она будет уместна. В принципе, на этом помянутый эксперимент и стоял. А я в этом не уверен.
Вот представим себе бальное платье века XIXого. Оно, безусловно, красиво. Представим его на девушке с соответствующей прической, с красивыми чертами лица. Естественно, оно пошито по фигуре и все аксессуары подобраны в тон. Красиво?
А теперь представим эту девушку в этом платье в спортзале. Или на пляже.
Так вот, для меня музыка гениального скрипача в метро в утренний час пик - все равно, что бальное платье в спортзале. Оно прекрасно, девушка прекрасна, но я не назову тренера, который потребует от дамочки переодеться, не ценящим красоту дураком. Просто потому, что это платье здесь неуместно.
Гм, не совсем соглашусь. Когда я ездила в метро, в переходе на Охотном ряду девушка играла на скрипке. И мне казался красивым именно этот странный контраст - тихий плач и бегущая по делам черно-серая толпа - как два мира
Какой в нашем метро стоит грохот,то никакой мызыки не услышишь. Скрипач должен был это понимать. И таки да, для восприятия красоты нужны подходящие условия. Я бы сравнила не с девушкой в бальном платье в спортзале, а ту же девушку в том же платье, которая пытается влезть в транспорт в час пик. ))) Шлейф оборвут, кринолин погнут, на подол наступят грязным ботинком. Бальное платье там не уместно, как и сложные произведения для скрипки с оркестром.
Гм, не совсем соглашусь. Когда я ездила в метро, в переходе на Охотном ряду девушка играла на скрипке. И мне казался красивым именно этот странный контраст - тихий плач и бегущая по делам черно-серая толпа - как два мира
Мне кажется, что оба утверждения верны, каждое по своему. Приятно в час пик, в неожиданном месте услышать красивую музыку, но ее отмечаешь скорее подсознанием, а вот ожидать проявлений интереса в такой ситуации заведомо глупо: людям просто некогда! И хотелось бы остановиться, послушать, да дела не ждут. И все бегут мимо. Не время и не место. Того скрипача, возможно, заметили многие, и, возможно, многие пожалели, что не могут постоять и послушать, но об этом ни кто не знает, ибо не спрашивали.
Я не уверен, что это - красота, меня просто цепляет.
А вывод из эксперимента, я щетаю, можно было сделать только такой: "Большинство людей в метро торопятся по своим делам, у них, к сожалению, нет времени остановиться, чтобы послушать музыку". Как можно говорить о невнимании, там что, телепатометр стоит? Или малейшее движение голов и взгляда фиксируется?
Дело в том, что современное искусство, имхо, ударилось в эпатаж
Или в излишний примитивизм. При стольких столетиях наработок различных техник мне лично хотелось бы видеть что-то более привлекательное, чем порезанная на куски настоящая корова или три 5-сантиметровых кружочка и квадратик на трехметровом холсте. *разводит руками* В музеи современного искусства хоть вообще не заходи. И что самое поганое, в art-schools учат все тому же уродству по принципу "выражай себя". А мне при виде 95% работ тоже хочется выразится. Матом.
Вот-вот) Самое смешное, что на вернисаже около Дома художника встречаются куда более привлекательные работы, написанные в классическом стиле, без выкрутасов, хотя пошлость встречается.
в art-schools учат все тому же уродству
Именно, что уродству. Искусством это назвать язык не поворачивается. Беда в том, что люди, работающие в стандартном стиле, будь то баталисты или маринисты, гораздо меньше имеют шансов получить признание и известность, чем тот же "расчленитель"
Видимо, она заняла то место, где ее можно было нормально слышать. Просто для метро - это постоянный грохот.
Lollia Paulina Вот меня тоже смущает музыка в грохоте.
hadzog Я обычно стараюсь остановиться. Но мне не нравится, когда осуждают тех, кто эту красоту не заметил или остановиться не смог.
Gabriel <Lee> Lark При стольких столетиях наработок различных техник мне лично хотелось бы видеть что-то более привлекательное, чем порезанная на куски настоящая корова или три 5-сантиметровых кружочка и квадратик на трехметровом холсте. *разводит руками* В музеи современного искусства хоть вообще не заходи. И что самое поганое, в art-schools учат все тому же уродству по принципу "выражай себя". А мне при виде 95% работ тоже хочется выразится. Матом.
ППКС. Я хочу, чтобы внутренний мир художника выражался понятным мне, хотя бы теоретически, языком. Иначе я тоже могу выразиться.
Рута-ызарг А вывод из эксперимента, я щетаю, можно было сделать только такой: "Большинство людей в метро торопятся по своим делам, у них, к сожалению, нет времени остановиться, чтобы послушать музыку". Как можно говорить о невнимании, там что, телепатометр стоит? Или малейшее движение голов и взгляда фиксируется?
Вот именно.
Ну, я бы купил картину. В последнее время появилось желание приобрести что-то большое и с парусником в море. Беда в том, что денег таких нет (((
А пошлость... Самое смешное, что написанная в классическом стиле она смотрится гораздо менее пошлой. )))
Погоня за признанием, ориентация на достижение/достигнутые цели... Вот реально эти западные "ценности" задалбывают безмерно! Мне вот тупо интересно: а много ли из этих признанных художников рисует именно то, что он чувствует, хочет нарисовать. а не то, что "богемный пипл с радостью захавает"? ((
Огненный Тигр
А понятным языком для него - неподъемный труд. Это же надо 1 картину полгода-год-три года рисовать... А... современное можно и за полчаса левой пяткой намалевать. Зато таких вот "поделок" будет много и художник получит много бабла. А разве ж не это цель истинного творца? *цинично*
Видимо, она заняла то место, где ее можно было нормально слышать
Да) Там переход длинный и немного дальше от поездов. Я это к чему - красота видится под настроение)
Gabriel <Lee> Lark
денег таких нет
Ну, на вернисаже около Крымского моста (крытом, не тот, что возле самой набережной) можно попытаться найти картину с парусником за 5-10 тыс. Вот только большинство из них меня не проняли. Какие-то они.. безэмоциональные что ли - просто море и просто корабль(
написанная в классическом стиле она смотрится гораздо менее пошлой
Возможно, но меня раздражают лубочные пейзажи или портреты Наполеона - он у художников почему-то очень популярен.
этих признанных художников
Сомневаюсь. Мне вообще кажется, что большинство "признанных" рисуют совсем не от души. Вообще, творчество ради славы, а не ради творчества - это не искусство, это бизнесс
Поэтому я так люблю хороших уличных музыкантов - они дарят неожиданную красоту.
И вот видео в тему - уличные музыканты со всего света играют одну и ту же песню:
*смущенно* Я в Скотландии живу...
А здесь как раз проявляется разница восприятия: мне такое вполне нравится, так как я прекрасно могу и сам наполнить картину смыслом. В принципе даже любую, если постараюсь. Другое дело, что классические русские пейзажи мне нравятся редко, да и
большая частьмногое из рисуемого на продажу часто бывает репродукцией или вариациями на тему известных картин. Но именно маринистика... *пожимает плечами* Просто пытаемся написать оридж на эту тему, вот и...*хихикнув* А это отражение внутренних комплексов художников, видимо - многа-многа Наполеонов )))
Собственно, о чем и речь. Если я захочу что-то нарисовать - я нарисую. Покажу друзьям, меня похвалят/покритикуют и я буду доволен как слон. Пойду рисовать дальше. А вот когда у художника есть агенты/договора... Порой такое ощущение, что искусство уже давно стало подстилкой коммерции.
Хотя, с другой стороны, очень многое (или почти все) из того, что называют классикой, тоже делалось на заказ...
Клятый_Вомпэр Другое дело, что офигенно выглядеть в бальном платье в тренировочном зале куда сложнее, чем на балу, но вспомним "спортивные костюмы" ушедших эпох - как бы это смотрелось в современном антуражике при умении в этом держаться, а?
Соглашусь.
С музыкой все еще интереснее. Я вот совсем не уверен, что великий скрипач не был замечен и не подействовал. Разве у тебя так не бывало - идешь себе по улице, даже не прислушиваешься к играющей мелодии, но вдруг оно по-настоящему торкает, сильно, властно - и хотя у тебя банально нет времени остановиться и послушать, но оно продолжает звучать в твоей голове даже когда самой музыки уже не слышно. И день сразу как-то лучше стал.
Бывает. И я тоже не уверен, что скрипача вообще не услышали. А что не останавливались - ну так утро, всем на работу надо.
Кошка_Лой Да) Там переход длинный и немного дальше от поездов. Я это к чему - красота видится под настроение)
Угу. И требовать от спешащих, сонных людей, чтобы они все разом увидели красоту, несколько несправедливо.
а я иногда так делаю. Поскольку не могу понять людей, одергивающих засмотревшегося на ту же радугу ребенка со словами "Нашел на что смотреть, под ноги смотри лучше, в лужу наступишь!"
Но это другой случай, да.
А скрипачу надо было у ног футляр для скрипки положить - результаты эксперимента отслеживались бы проще и точнее)))
*смущенно* Я в Скотландии живу...
О_о Чему же тут смущаться? Разве тому, что сейчас вы вызвали во мне стойкое чувство зависти)))
Репродукции я тоже не люблю, поскольку это всего лишь копирка и, как мне кажется, не от души. Поверьте, на вернисаже, в качестве авторских оригинальных работ встречаются, на мой взгляд, настоящие шедевры, способные вызвать массу мыслей и ассоциаций. И мне бывает часто крайне обидно, что такие художники продают свои работы за бесценок и совершенно не известны в "культурном" мире.
видимо - многа-многа Наполеонов
Это не оригинально)) Вот нашелся бы на них хоть один Кутузов)
А вот когда у художника есть агенты/договора... Порой такое ощущение, что искусство уже давно стало подстилкой коммерции.
Достоевский тоже писал за деньги))) Беда в том, что сейчас большинство "известных" художников подстраиваются под моду, а не пытаются рисовать что-то действительно стоящее, в чем есть душа, а не только корысть
очень многое (или почти все) из того, что называют классикой, тоже делалось на заказ...
Но при этом такие работы лубком не выглядели, в них всегда было что-то индивидуальное, что-то от автора, а не просто работа на отвяжись
Огненный Тигр
И требовать от спешащих, сонных людей, чтобы они все разом увидели красоту, несколько несправедливо.
URL
Не справедливо. Я вообще считаю, что если ты решил сотворить что-то хорошее, например подарить людям красивую музыку, не жди, что все сразу же бросят свои дела и станут тебе апплодировать. Это уже получается не искусство, а тщеславие
сферического коня в вакуумеидеальный вариант, то художник, музыкант, скульптор - творец, он в первую очередь стремиться выразить себя, свои мысли и взгляд на мир в своем творении, то есть творит ради творения. Желание прославиться, то есть творение ради славы - тоже, на мой взгляд, неплохой стимул к творчеству, однако это уже будет немного не то.Я честно не хотел. )))
И мне бывает часто крайне обидно, что такие художники продают свои работы за бесценок и совершенно не известны в "культурном" мире. Думаю, дело тут как раз в том, что часть из них недостаточно тщеславна, чтобы пробиваться. Характер не тот...
Дык, Кутузов же страшный и одноглазый был, а еще в его честь ни одного комплекса не назвали. Так зачем же его рисовать? )))
Так и я о чем: просто писать/рисовать за деньги обратившегося напрямую заказчика - одно, а вот агенты-договора - это немного другое. Примерно как фриланс и плановое хозяйство.
Потому что заказчики тогда понимали, что для создания шедевра требуется время. И порой весьма немаленькое. А сейчас это как-то... уходит от понимания у некоторых ((