тварь, воспитанная книгами
Во френдленте всплыла старая история, как известный скрипач играл в метро сложнейшие произведения, а люди шли мимо и не обращали на него внимания. Тигру захотелось поговорить даже не о самом эксперименте, который, на мой вкус, запрограммирован на определенный результат, но о восприятии красоты вообще.

Почему-то очень часто теряется факт, что красота субъективна. Да, есть общие представления о красоте, заложенные в нас культурой. Даже когда мы смотрим в свою первую книгу сказок и видим там на картинке прекрасную принцессу с длинными волосами, хрупкими руками и тонкой талией, а не широкоплечей и короткостриженой, в нас закладывается представление, что красота выглядит так, а не иначе. И тем не менее красота субъективна.
Более того, на восприятие красоты может повлиять очень многое. Например, лица близких друзей кажуься нам симпатичнее, чем схожие лица незнакомцев. А неприятный тебе человек скорее покажется некрасивым. Это же распространяется и на искусство. Влюбленному в море и сказки Тигру творчество мариниста Айвазовского кажется красивее, чем пейзажиста Шишкина, а "сказочник" Васнецов нравится больше, чем "реалист" Кустодиев. При этом я отдаю себе отчет, что все 4 художника талантливы, но на чьи-то картины мне смотреть приятнее.
Не спорю, художественный и прочие вкусы можно развивать. Но меня удивляет, когда "развитие вкуса" понимается как "принятие неких общих стандартов красоты". В итоге вместо развития вкуса получается подгонка собственных чувств, собственного восприятия под нужный ответ. Надо читать этого писателя, восхищаться этими картинами и слушать эту музыку, тогда у тебя есть чувство прекрасного.
ИМХО, стыдно совсем уж не знать классику и путать Вагнера с Вайнерами. Но не любить музыку Вагнера - вполне нормально (если ее не любят, потому что слушали и не понравилось, а не потому что "это любимый композитор Гитлера, значит, его музыка - дрянь";). Более того, даже если человек предпочитает более современную музыку классике, это опять же не делает его варваром без тени вкуса. "Нравится - не нравится" на самом деле - очень демократичная штука, ей не важно, сколько лет существует на свете данная книга/фильм/музыка. Я не поставлю песни группы "Ария" рядом с "Ночью на Лысой горе" Мусоргского, с "Полетом валькирий" Вагнера или "В пещере горного короля" Грига (и не поставлю потому, что "это животные разной породы";), но моя любовь к трем вышепомянутым произведениям держится ровно на том же, на чем и любовь к рок-музыке - мне нравится громкая, эмоциональная музыка, под которую легко идти и действовать, нравится музыка с таинственным или мистическим подтекстом. И то, что часть этой музыки - классика, а другая - рок-баллады, не отменяет общей струны в Тигрином сердце.

И еще почему-то считается, что красоту с большой буквы можно увидеть везде и везде она будет уместна. В принципе, на этом помянутый эксперимент и стоял. А я в этом не уверен.
Вот представим себе бальное платье века XIXого. Оно, безусловно, красиво. Представим его на девушке с соответствующей прической, с красивыми чертами лица. Естественно, оно пошито по фигуре и все аксессуары подобраны в тон. Красиво?
А теперь представим эту девушку в этом платье в спортзале. Или на пляже.
Так вот, для меня музыка гениального скрипача в метро в утренний час пик - все равно, что бальное платье в спортзале. Оно прекрасно, девушка прекрасна, но я не назову тренера, который потребует от дамочки переодеться, не ценящим красоту дураком. Просто потому, что это платье здесь неуместно.

@темы: нарнская логика

Комментарии
25.11.2010 в 19:16

Дежурный придёт — там разберёмся (с)
музыка гениального скрипача в метро в утренний час пик - все равно, что бальное платье в спортзале
Гм, не совсем соглашусь. Когда я ездила в метро, в переходе на Охотном ряду девушка играла на скрипке. И мне казался красивым именно этот странный контраст - тихий плач и бегущая по делам черно-серая толпа - как два мира
25.11.2010 в 20:09

"The future seems so... clear."
звестный скрипач играл в метро сложнейшие произведения, а люди шли мимо и не обращали на него внимания.

Какой в нашем метро стоит грохот,то никакой мызыки не услышишь. Скрипач должен был это понимать. И таки да, для восприятия красоты нужны подходящие условия. Я бы сравнила не с девушкой в бальном платье в спортзале, а ту же девушку в том же платье, которая пытается влезть в транспорт в час пик. ))) Шлейф оборвут, кринолин погнут, на подол наступят грязным ботинком. Бальное платье там не уместно, как и сложные произведения для скрипки с оркестром.
25.11.2010 в 20:14

музыка гениального скрипача в метро в утренний час пик - все равно, что бальное платье в спортзале
Гм, не совсем соглашусь. Когда я ездила в метро, в переходе на Охотном ряду девушка играла на скрипке. И мне казался красивым именно этот странный контраст - тихий плач и бегущая по делам черно-серая толпа - как два мира

Мне кажется, что оба утверждения верны, каждое по своему. Приятно в час пик, в неожиданном месте услышать красивую музыку, но ее отмечаешь скорее подсознанием, а вот ожидать проявлений интереса в такой ситуации заведомо глупо: людям просто некогда! И хотелось бы остановиться, послушать, да дела не ждут. И все бегут мимо. Не время и не место. Того скрипача, возможно, заметили многие, и, возможно, многие пожалели, что не могут постоять и послушать, но об этом ни кто не знает, ибо не спрашивали.
25.11.2010 в 20:30

— Что это? Зачем мне веревка? — Лучшее средство, чтобы тянуть вверх. И от уныния помогает. Петлю сможешь завязать? (с)
Я ненормален)). Я всегда останавливаюсь посмотреть на радугу. Или послушать скрипку/флейту/что-то еще, что не здесь.
Я не уверен, что это - красота, меня просто цепляет.
25.11.2010 в 22:42

Что будет стоить тысячи слов Когда важна будет крепость руки// Заходите в Античность - там есть C21H26O2
Я не понимаю красоты. *рыдаетЪ* Для меня изобразительное искусство и скульптура умерли с уходом со сцены импрессионистов и прерафаэлитов. Впрочем, арт-деко местами цепляет, но в основном в области декоративно-прикладной... А так... Смотришь на 90% того, что сейчас называют "искусством" и думаешь: Спящий, какая же фигня, однако. Вот реально плеваться хочется. (((
25.11.2010 в 23:06

Ньютон отправился изучать какую то магическую тверь (Неизвестный автор)
Огненный Тигр , ну, в общем-то, ква. Причём проблема не в том, что скрипач играл в метро. Где хочет, там и играет, и что хочет играет... но без камеры, без роликов, выложенных в сети с образцово-показательными комментами, где спешащие по делам люди объявлены не ценящими красоту и бездуховными типами. Это уже не натяжка своего вкуса на всех, это в чистом виде: "Кто не делает вот так-то, тот негодный или ущербный. А я, конечно же, годный и не ущербный". И я бы молчала со своей генерализацией, но уже обидно: то люди орут за свободу действий и плюрализм мнений, то начинают устанавливать какой-то стандарт для всех (или для избранных, что страшнее, ИМХО).
А вывод из эксперимента, я щетаю, можно было сделать только такой: "Большинство людей в метро торопятся по своим делам, у них, к сожалению, нет времени остановиться, чтобы послушать музыку". Как можно говорить о невнимании, там что, телепатометр стоит? Или малейшее движение голов и взгляда фиксируется?
25.11.2010 в 23:19

Дежурный придёт — там разберёмся (с)
Вот реально плеваться хочется. (((
Дело в том, что современное искусство, имхо, ударилось в эпатаж
25.11.2010 в 23:31

Что будет стоить тысячи слов Когда важна будет крепость руки// Заходите в Античность - там есть C21H26O2
Кошка_Лой
Или в излишний примитивизм. При стольких столетиях наработок различных техник мне лично хотелось бы видеть что-то более привлекательное, чем порезанная на куски настоящая корова или три 5-сантиметровых кружочка и квадратик на трехметровом холсте. *разводит руками* В музеи современного искусства хоть вообще не заходи. И что самое поганое, в art-schools учат все тому же уродству по принципу "выражай себя". А мне при виде 95% работ тоже хочется выразится. Матом.
25.11.2010 в 23:52

Дежурный придёт — там разберёмся (с)
В музеи современного искусства хоть вообще не заходи
Вот-вот) Самое смешное, что на вернисаже около Дома художника встречаются куда более привлекательные работы, написанные в классическом стиле, без выкрутасов, хотя пошлость встречается.
в art-schools учат все тому же уродству
Именно, что уродству. Искусством это назвать язык не поворачивается. Беда в том, что люди, работающие в стандартном стиле, будь то баталисты или маринисты, гораздо меньше имеют шансов получить признание и известность, чем тот же "расчленитель"
26.11.2010 в 00:29

тварь, воспитанная книгами
Кошка_Лой Когда я ездила в метро, в переходе на Охотном ряду девушка играла на скрипке. И мне казался красивым именно этот странный контраст - тихий плач и бегущая по делам черно-серая толпа - как два мира
Видимо, она заняла то место, где ее можно было нормально слышать. Просто для метро - это постоянный грохот.

Lollia Paulina Вот меня тоже смущает музыка в грохоте.

hadzog Я обычно стараюсь остановиться. Но мне не нравится, когда осуждают тех, кто эту красоту не заметил или остановиться не смог.

Gabriel <Lee> Lark При стольких столетиях наработок различных техник мне лично хотелось бы видеть что-то более привлекательное, чем порезанная на куски настоящая корова или три 5-сантиметровых кружочка и квадратик на трехметровом холсте. *разводит руками* В музеи современного искусства хоть вообще не заходи. И что самое поганое, в art-schools учат все тому же уродству по принципу "выражай себя". А мне при виде 95% работ тоже хочется выразится. Матом.
ППКС. Я хочу, чтобы внутренний мир художника выражался понятным мне, хотя бы теоретически, языком. Иначе я тоже могу выразиться.

Рута-ызарг А вывод из эксперимента, я щетаю, можно было сделать только такой: "Большинство людей в метро торопятся по своим делам, у них, к сожалению, нет времени остановиться, чтобы послушать музыку". Как можно говорить о невнимании, там что, телепатометр стоит? Или малейшее движение голов и взгляда фиксируется?
Вот именно.
26.11.2010 в 00:40

Что будет стоить тысячи слов Когда важна будет крепость руки// Заходите в Античность - там есть C21H26O2
Кошка_Лой
Ну, я бы купил картину. В последнее время появилось желание приобрести что-то большое и с парусником в море. Беда в том, что денег таких нет (((
А пошлость... Самое смешное, что написанная в классическом стиле она смотрится гораздо менее пошлой. )))

Погоня за признанием, ориентация на достижение/достигнутые цели... Вот реально эти западные "ценности" задалбывают безмерно! Мне вот тупо интересно: а много ли из этих признанных художников рисует именно то, что он чувствует, хочет нарисовать. а не то, что "богемный пипл с радостью захавает"? ((

Огненный Тигр
А понятным языком для него - неподъемный труд. Это же надо 1 картину полгода-год-три года рисовать... А... современное можно и за полчаса левой пяткой намалевать. Зато таких вот "поделок" будет много и художник получит много бабла. А разве ж не это цель истинного творца? *цинично*
26.11.2010 в 02:29

Дежурный придёт — там разберёмся (с)
Огненный Тигр
Видимо, она заняла то место, где ее можно было нормально слышать
Да) Там переход длинный и немного дальше от поездов. Я это к чему - красота видится под настроение)

Gabriel <Lee> Lark
денег таких нет
Ну, на вернисаже около Крымского моста (крытом, не тот, что возле самой набережной) можно попытаться найти картину с парусником за 5-10 тыс. Вот только большинство из них меня не проняли. Какие-то они.. безэмоциональные что ли - просто море и просто корабль(

написанная в классическом стиле она смотрится гораздо менее пошлой
Возможно, но меня раздражают лубочные пейзажи или портреты Наполеона - он у художников почему-то очень популярен.

этих признанных художников
Сомневаюсь. Мне вообще кажется, что большинство "признанных" рисуют совсем не от души. Вообще, творчество ради славы, а не ради творчества - это не искусство, это бизнесс
26.11.2010 в 10:30

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
это платье здесь неуместно. Вот тут даже не знаю... Потому что очень часто дополнительный эффект как раз достигается неуместностью. Тыщапиццот шикарных платьев на балу в стиле 19-го века воспринимаются абсолютно иначе, чем одно платье там, где ты его совсем не ожидал увидеть. Воспринимаешь иначе. Торкает сильнее. Другое дело, что офигенно выглядеть в бальном платье в тренировочном зале куда сложнее, чем на балу, но вспомним "спортивные костюмы" ушедших эпох - как бы это смотрелось в современном антуражике при умении в этом держаться, а? С музыкой все еще интереснее. Я вот совсем не уверен, что великий скрипач не был замечен и не подействовал. Разве у тебя так не бывало - идешь себе по улице, даже не прислушиваешься к играющей мелодии, но вдруг оно по-настоящему торкает, сильно, властно - и хотя у тебя банально нет времени остановиться и послушать, но оно продолжает звучать в твоей голове даже когда самой музыки уже не слышно. И день сразу как-то лучше стал. Поход на концерт этого бы не дал, потому что туда ты уже идешь с ожиданием, что тебе сделают "красиво". Ну и получаешь красиво. Ок, я за это деньги заплатил.
Поэтому я так люблю хороших уличных музыкантов - они дарят неожиданную красоту.
И вот видео в тему - уличные музыканты со всего света играют одну и ту же песню:

26.11.2010 в 10:30

Что будет стоить тысячи слов Когда важна будет крепость руки// Заходите в Античность - там есть C21H26O2
Кошка_Лой
*смущенно* Я в Скотландии живу...
А здесь как раз проявляется разница восприятия: мне такое вполне нравится, так как я прекрасно могу и сам наполнить картину смыслом. В принципе даже любую, если постараюсь. Другое дело, что классические русские пейзажи мне нравятся редко, да и большая часть многое из рисуемого на продажу часто бывает репродукцией или вариациями на тему известных картин. Но именно маринистика... *пожимает плечами* Просто пытаемся написать оридж на эту тему, вот и...

*хихикнув* А это отражение внутренних комплексов художников, видимо - многа-многа Наполеонов )))

Собственно, о чем и речь. Если я захочу что-то нарисовать - я нарисую. Покажу друзьям, меня похвалят/покритикуют и я буду доволен как слон. Пойду рисовать дальше. А вот когда у художника есть агенты/договора... Порой такое ощущение, что искусство уже давно стало подстилкой коммерции.
Хотя, с другой стороны, очень многое (или почти все) из того, что называют классикой, тоже делалось на заказ...
26.11.2010 в 12:25

Печенька не принесёт тебе мира (с)
а нафига он играл именно сложнейшие произведения?? я по себе помню, у меня была подруга, которая училась в музыкалке по классу скрипки, и когда она играла действительно сложные произведения, я их тупо не понимал. но когда она играла вещи доступные моему пониманию, это было очень здорово. может, играй этот мужик что-то простое, хоть "Лунную сонату", что способен воспринять обычный человек, а не профи, эффект был бы иным?
26.11.2010 в 12:57

тварь, воспитанная книгами
Shee Я тоже не понимаю. ИМХО, экспериментаторы сделали все возможное, чтобы люди не останавливались, и чтобы потом можно было обвинить этих людей в бесчувственности.

Клятый_Вомпэр Другое дело, что офигенно выглядеть в бальном платье в тренировочном зале куда сложнее, чем на балу, но вспомним "спортивные костюмы" ушедших эпох - как бы это смотрелось в современном антуражике при умении в этом держаться, а?
Соглашусь.
С музыкой все еще интереснее. Я вот совсем не уверен, что великий скрипач не был замечен и не подействовал. Разве у тебя так не бывало - идешь себе по улице, даже не прислушиваешься к играющей мелодии, но вдруг оно по-настоящему торкает, сильно, властно - и хотя у тебя банально нет времени остановиться и послушать, но оно продолжает звучать в твоей голове даже когда самой музыки уже не слышно. И день сразу как-то лучше стал.
Бывает. И я тоже не уверен, что скрипача вообще не услышали. А что не останавливались - ну так утро, всем на работу надо.

Кошка_Лой Да) Там переход длинный и немного дальше от поездов. Я это к чему - красота видится под настроение)
Угу. И требовать от спешащих, сонных людей, чтобы они все разом увидели красоту, несколько несправедливо.
26.11.2010 в 15:29

— Что это? Зачем мне веревка? — Лучшее средство, чтобы тянуть вверх. И от уныния помогает. Петлю сможешь завязать? (с)
Огненный Тигр, мне не нравится, когда осуждают тех, кто эту красоту не заметил или остановиться не смог.
а я иногда так делаю. Поскольку не могу понять людей, одергивающих засмотревшегося на ту же радугу ребенка со словами "Нашел на что смотреть, под ноги смотри лучше, в лужу наступишь!"
Но это другой случай, да.
А скрипачу надо было у ног футляр для скрипки положить - результаты эксперимента отслеживались бы проще и точнее)))
26.11.2010 в 18:15

Дежурный придёт — там разберёмся (с)
Gabriel <Lee> Lark,
*смущенно* Я в Скотландии живу...
О_о Чему же тут смущаться? Разве тому, что сейчас вы вызвали во мне стойкое чувство зависти)))

Репродукции я тоже не люблю, поскольку это всего лишь копирка и, как мне кажется, не от души. Поверьте, на вернисаже, в качестве авторских оригинальных работ встречаются, на мой взгляд, настоящие шедевры, способные вызвать массу мыслей и ассоциаций. И мне бывает часто крайне обидно, что такие художники продают свои работы за бесценок и совершенно не известны в "культурном" мире.

видимо - многа-многа Наполеонов
Это не оригинально)) Вот нашелся бы на них хоть один Кутузов)

А вот когда у художника есть агенты/договора... Порой такое ощущение, что искусство уже давно стало подстилкой коммерции.
Достоевский тоже писал за деньги))) Беда в том, что сейчас большинство "известных" художников подстраиваются под моду, а не пытаются рисовать что-то действительно стоящее, в чем есть душа, а не только корысть


очень многое (или почти все) из того, что называют классикой, тоже делалось на заказ...
Но при этом такие работы лубком не выглядели, в них всегда было что-то индивидуальное, что-то от автора, а не просто работа на отвяжись

Огненный Тигр
И требовать от спешащих, сонных людей, чтобы они все разом увидели красоту, несколько несправедливо.

URL


Не справедливо. Я вообще считаю, что если ты решил сотворить что-то хорошее, например подарить людям красивую музыку, не жди, что все сразу же бросят свои дела и станут тебе апплодировать. Это уже получается не искусство, а тщеславие
26.11.2010 в 18:36

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Кошка_Лой Это уже получается не искусство, а тщеславие Вообще-то они идут рука об руку и ничего плохого в тщеславии я не вижу.
26.11.2010 в 20:44

Дежурный придёт — там разберёмся (с)
Клятый_Вомпэр, если взять сферического коня в вакууме идеальный вариант, то художник, музыкант, скульптор - творец, он в первую очередь стремиться выразить себя, свои мысли и взгляд на мир в своем творении, то есть творит ради творения. Желание прославиться, то есть творение ради славы - тоже, на мой взгляд, неплохой стимул к творчеству, однако это уже будет немного не то.
26.11.2010 в 21:04

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Кошка_Лой - тщеславие заставляет непременно показать созданное публике. А это не менее важно, чем само желание творить. Дело даже не в желании прославиться, а в жажде одобрения, признания. Это неотъемлемая часть творчества.
26.11.2010 в 22:04

Что будет стоить тысячи слов Когда важна будет крепость руки// Заходите в Античность - там есть C21H26O2
Кошка_Лой
Я честно не хотел. )))

И мне бывает часто крайне обидно, что такие художники продают свои работы за бесценок и совершенно не известны в "культурном" мире. Думаю, дело тут как раз в том, что часть из них недостаточно тщеславна, чтобы пробиваться. Характер не тот...

Дык, Кутузов же страшный и одноглазый был, а еще в его честь ни одного комплекса не назвали. Так зачем же его рисовать? )))

Так и я о чем: просто писать/рисовать за деньги обратившегося напрямую заказчика - одно, а вот агенты-договора - это немного другое. Примерно как фриланс и плановое хозяйство.

Потому что заказчики тогда понимали, что для создания шедевра требуется время. И порой весьма немаленькое. А сейчас это как-то... уходит от понимания у некоторых ((
14.12.2010 в 12:46

El sueño de la razón produce monstruos
Этот вид музыки не следует исполнять в присутствии простого народа, который не способен оценить его изысканность и получить удовольствие от слушания. Он исполняется для образованных людей и вообще для тех, кто ищет изысканности в искусствах Иоанн де Грокейо, "О музыке", 1300 г.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии