тварь, воспитанная книгами
"Кто умеет жалеть, ничего не боится" (с) Честертон
Наткнувшись на эту фразу, Тигр крепко задумался. Понятно, что любой афоризм несет на себе оттенок преувеличения. Но сама по себе жалость как качество смелого и сильного человека в первый момент кажется чем-то странным.
"Герои издательства Крылов" (ТМ), те самые грозные попаданцы и сильные мужчины (причем позиционирующиеся как сильные не только телом, но и духом) как раз таки жалость активно не любят. Жалость - это для тупеньких и сытеньких, настоящей жизни не знающих. И проявляющиеся у попаданца всплески этого позорного чувства - это, можно сказать, атавизм уютного городского существования. Естественно, в итоге герой, исповедуя принцип "от слабака - к силачу", с этими атавизмами благополучно покончит.
Но вот что Тигра всегда в таких вещах царапало - новообретенная сила (умения, статус, а то и магия) у такого товарища все равно направлены на себя. На обеспечение собственного комфорта и благополучия. Столкнулись с мерзким и несправедливым обычаем - надо быстро придумать ему оправдание, особенно если направлен он не против тебя. Стало жалко раба - ну что ты, дурак, что ли, не понимаешь историческую ситуацию? И никакой попытки объяснить людям, что можно жить и по-другому. Да, они этого другого не видели и не нюхали, но ты-то знаешь. И далеко не всегда герой считает все, оставленное в своем мире, прогнившим и мерзким развратом: обычно пока он сам высоко не поднялся, о понятии "права человека" вспоминается с определенной тоской.
Так вот, стопроцентная приспособляемость и забота о себе любимом - это, конечно, повышает твою выживаемость. Но это не качество сильного. Именно слабому некогда жалеть других, думать о других, пытаться что-то менять в мире - он сосредоточен на себе. Какие там другие, тут себя-то не убережешь от всего. И Честертон прав в том, что если человек умеет жалеть - значит, он уже не зациклен на себе, на страхе за себя. Значит, у него уже есть и смелость, и сила.
Это не значит, что сильный человек обязательно добр. Но вот бессмысленная жестокость, попытка скрутить в бараний рог все вокруг, начиная от близких - это не сила. Это та же самая слабость - запугать всех, порвать в клочья того, кому не повезло оказаться слабее. Гопник из подворотни не силен - это слабые, сбившиеся в стаю и почувствовавшие себя сильнее одиночки. И очень забавно получается, когда в книге какой-нибудь пафосный, умный и сильный Черный Властелин ведет себя как тот самый гопник. Потому что тогда можно говорить о силе навешанных на него артефактов, его страшшной магии или поднятых скелетов. Но сам он все одно слабак.
Наткнувшись на эту фразу, Тигр крепко задумался. Понятно, что любой афоризм несет на себе оттенок преувеличения. Но сама по себе жалость как качество смелого и сильного человека в первый момент кажется чем-то странным.
"Герои издательства Крылов" (ТМ), те самые грозные попаданцы и сильные мужчины (причем позиционирующиеся как сильные не только телом, но и духом) как раз таки жалость активно не любят. Жалость - это для тупеньких и сытеньких, настоящей жизни не знающих. И проявляющиеся у попаданца всплески этого позорного чувства - это, можно сказать, атавизм уютного городского существования. Естественно, в итоге герой, исповедуя принцип "от слабака - к силачу", с этими атавизмами благополучно покончит.
Но вот что Тигра всегда в таких вещах царапало - новообретенная сила (умения, статус, а то и магия) у такого товарища все равно направлены на себя. На обеспечение собственного комфорта и благополучия. Столкнулись с мерзким и несправедливым обычаем - надо быстро придумать ему оправдание, особенно если направлен он не против тебя. Стало жалко раба - ну что ты, дурак, что ли, не понимаешь историческую ситуацию? И никакой попытки объяснить людям, что можно жить и по-другому. Да, они этого другого не видели и не нюхали, но ты-то знаешь. И далеко не всегда герой считает все, оставленное в своем мире, прогнившим и мерзким развратом: обычно пока он сам высоко не поднялся, о понятии "права человека" вспоминается с определенной тоской.
Так вот, стопроцентная приспособляемость и забота о себе любимом - это, конечно, повышает твою выживаемость. Но это не качество сильного. Именно слабому некогда жалеть других, думать о других, пытаться что-то менять в мире - он сосредоточен на себе. Какие там другие, тут себя-то не убережешь от всего. И Честертон прав в том, что если человек умеет жалеть - значит, он уже не зациклен на себе, на страхе за себя. Значит, у него уже есть и смелость, и сила.
Это не значит, что сильный человек обязательно добр. Но вот бессмысленная жестокость, попытка скрутить в бараний рог все вокруг, начиная от близких - это не сила. Это та же самая слабость - запугать всех, порвать в клочья того, кому не повезло оказаться слабее. Гопник из подворотни не силен - это слабые, сбившиеся в стаю и почувствовавшие себя сильнее одиночки. И очень забавно получается, когда в книге какой-нибудь пафосный, умный и сильный Черный Властелин ведет себя как тот самый гопник. Потому что тогда можно говорить о силе навешанных на него артефактов, его страшшной магии или поднятых скелетов. Но сам он все одно слабак.
Сила, между прочим, еще и в том, чтобы позволять себе "не-сильные" чувства и эмоции. Причем "позволять" совсем не означает "проявлять" или "руководствоваться ими", хотя и не исключает этого...
У тебя скорей про то, что супер-дупер герои никому не сочувствуют и не предлагают помощь слабейшим.
Естественно не надо, никто не обязывает. Но можно
Жалость - это замаскированная радость, что именно у тебя - совсем не так и возможность сидеть и ничего не делать, потому что ну так же жалко кого-нибудь.
0_о
это какое-то очень странное понимание жалости, на мой взгляд. "Замаскированная радость, что именно у тебя - совсем не так" - это вообще-то злорадство
Ну да, чрезмерная зацикленность на имидже - она обычно тоже не от излишней силы и уверенности в себе.
Clegane На тему жалости - пошел вопрос терминологии. Для меня жалость - это способность сочувствовать, прочувствовать беду другого, и, как следствие, постараться помочь. То, что ты описал - это злорадство. То, что злорадство порой маскируется под жалость, не отменяет факта, что это животные разной породы. Возможность сидеть и ничего не делать - она вообще под многое маскируется, благо придумать причин можно до небес и выше.
Ну да, чрезмерная зацикленность на имидже - она обычно тоже не от излишней силы и уверенности в себе.
Ага, именно
Сочувствие - это то самое деятельное желание помочь, причем помочь так, чтобы человек не чувствовал себя потом обязанным. Это чувство, которое можно испытывать к равному.
ИМХО, все дискуссии о жалости грешат тем, что люди тупо понимают под жалостью разное.
Объяснил бы кто, почему все считают, что это естественное стремление - некомильфо.
Как интересно
Для меня сочувствие как раз не деятельно, со-чувствие сродни со-переживанию, это из эмоциональной сферы. На равных. А жалость как раз желание погладить по головке, защитить и оберечь, направлено к более слабому, что ли, и именно поэтому нередко оскорбительно. Не все хотят выглядеть слабыми в определенные моменты жизни.
Учусь спрашивать у людей, прежде чем что-либо сделать, чего они хотят: жалости, сочувствия или какой конкретной помощи, деятельной как раз
Но опять же загвоздка - определенное количество не самых адекватных товарищей в ответ может рявкнуть "А ты что, сам не понимаешь?!" и смертельно обидеться.
Но ведь это уже их проблема
Не все
А вы попробуйте это говорить всем. Вряд ли кто-то возмутится.
Что говорить, все хотят одного - чтобы им сказали, что они правы?
Нет, ну это был бы неплохой такой сбор статистики, но боюсь, мое окружение - не самая подходящая выборка. Кто-то да возмутится...
Хотя, конечно, вы правы, да
Ну вот) Попробуйте хотя бы на пару дней такой эксперимент поставить. Каждому, кто спрашивает вашего мнения, делится своими проблемами - говорить, что он прав.
Давайте тогда вместе поставим эксперимент, а потом поделимся результатами! )) или вы уже его проводили? ))
Я проводила. Непроверенные идеи не предлагаю)
Ясно
Впрочем, я по натуре человек не сильный, и, видимо, никогда не пойму..
*шепотом* Никто не говорил, что нельзя ни гладить, ни хотеть. Речь шла о том, что какому-то конкретному человеку может быть нужен совсем другой подход.
Хотеть - вообще считают преступлением. Или позором.
Что-то я перестала понимать, кто с кем и о чем говорит
мне жаль, что вам попадаются такие вот "сильные" люди, которые не могут позволить себе пожалеть другого, и не могут позволить себе даже захотеть этого. тяжко с такими сталкиваться, что и говорить.
Тут дело даже не в том, что попадаются, а в том, что культивируются, в тех же книжках и т.д.
Спасибо, я не пью
А что культивируются, это да, это печально очень.
takishiro - в общем-то, это вопрос не силы и слабости. Это вопрос того, как именно человек привык себя мотивировать, как у человека проявляются страх, боль, волнение и т.д. Кто-то впадает в полное бессилие, сворачивается клубочком и смотрит в одну точку, кто-то плачет и обвиняет себя во всех смертных грехах, кто-то бегает кругами и пытается немедленно придумать как вылезти из этого дерьма, а кто-то вообще внешне не реагирует, но внутри переживает все перечисленное вместе взятое. И действия тут тоже нужны кардинально разные. Кого-то надо сначала долго успокаивать и гладить о головке до тех пор, пока он не наберется сил и не начнет сам что-то делать. Кого-то надо встряхнуть за плечи, дать направление его действиям и подгонять грубыми окриками. А кого-то вообще не стоит трогать когда ему плохо - в принципе не стоит. И рассуждать "а что плохого в том, чтобы..." не имеет смысла - в целом ничего, в данном конкретном случае - лучше так не делать.
Поэтому меня несколько нервирует любой "универсальный подход" ко всем и каждому.