очень часто талант бывает умнее своего обладателя. То еть автор хочет написать или мнит, что написал одно - а талант на самом деле воплотил совсем другое. (с) Эла
Не знаю, что хотел сказать Сабатини своим "Барделисом". Но в рамки обычного "романа про страстные чувства" книга не помещается.
Сюжет такой: молодой французский дворянин, любимец короля и двора, заключает пари, что женится на неприступной красавице. С чем и едет к ее замку, меланхолично рассуждая, что все женщины стоят одна другой, непорочных среди них нет, в общем, упивается собственным цинизмом и пресыщенностью жизнью. Естественно, на пути ему встретятся приключения, естественно, будет злобный враг, естественно, добравшись до замка и встретив свою красавицу, он восхитится ее чистотой и немедлено влюбится, естестенно, в итоге, после всего хорошего будет свадьба.
Книга яркая, красивая, с "перчинками" (красавица, при всей своей чистоте-невинности из ревности предает Барделиса, а потом готова пожертвовать собой, чтобы спасти его от казни), именно что "роман". Но вот сам главный герой во всю эту идиллию не укладывается. И дело отнюдь не в его позерском цинизме.
Есть в книге такой момент: уже освобожденный королевской волей из тюрьмы Барделис подслушивает разговор между мадемуазель де Лаведан (главгероиней) и главзлодеем. Злодей говорит, что спасать соперника от казни не намерен, но сделает это в обмен на руку и сердце мадемуазели. Героиня уже дает согласие, но тут появляется наш герой, вызывает злодея на дуэль, в общем, сделка не состоялась. Так вот, пока Барделис слушал их разговор, он очень возмущался, как мужчина и дворянин может ставить девушке такие жестокие условия.
Ровно через три дня наш герой обещает мадемуазель де Лаведан спасти ее отца от плахи (тот обвинен в измене)..., если девушка выйдет за него замуж. Сопровождается сие следующими рассуждениями: "Если она не даст мне добровольного согласия, клянусь, я заставлю ее продать себя. И мне не было стыдно за это, потому что, совершая этот поступок, я спасал ее и себя от несчастной жизни", "Это было моим оружием против ее упрямства, и да простит меня Бог, если я совершил недостойный дворянина поступок".
Какое-то время Барделис мучается угрызениями совести: "Я был зол на себя за сделку с Роксаланой, я был сердит на нее за то, что своим упрямством она меня вынудила на этот поступок", но потом решает, что если бы девушка не согласилась, он бы все равно спас ее отца, так что ничего страшного. Естественно, в итоге совесть вовремя проснется опять, и герой вернет девушке слово. Естественно, героиня скажет, что любит его и выйдет за него замуж, но суть не в том.
Вот не верю я в хэппи-энд с таким героем. Потому что феерические способности к самооправданию Барделис проявлял и раньше, это просто самый яркий случай. Так что это не "страсть затмила разум", это черта характера под названем эгоизм. Плюсом к тому герой явно уверен, что если ты сделал гадость, но потом извинился, то у человека разом прошли все обиды. Почему-то кажется, что если в будущей семейой жизни это чудо супругу, скажем, приревнует, с него станется устроить достаточно жестокое испытание, а потом радостно заявить "Милая, я восхищен твоей верностью, ты мой ангел во плоти, и я не уверен, что достоин тебя". И будет свято уверен, что неприятности пройдены, можно счастливо жить дальше.
Вообще у меня сложилось ощущение, что подтекстом в книге идет вопрос: можно ли завоевать любовь гадостями? Девушка то предавала, то спасать пыталась, герой сначала ставил условия, потом благородно отказывался от награды. И вроде как все красиво, ради любви. А какая у них любовь в итоге получится?