О том, что попадалось в лапы к Тигру за последние несколько дней. Попытка рецензии.
Дмитрий Глуховский "Метро 2033" К сюжетам "Что будет после атомной войны" я вообще отношусь с предубеждением и обычно их пропускаю сразу. В данном случае решил взглянуть на настолько популярную книгу. Впечатление двойственное.
Ни о каких претензиях научного свойства я писать не буду, ибо не считаю их нужными. Какая разница, за сколько лет могут образоваться новые, хм, породы живых существ, сиречь, злобные мутанты, почему поверхность после взрыва выглядит так, а не иначе, и как долго продержится радиация "на самом деле". Автор не писал учебник по выживанию в условиях ядерного взрыва, так что за все научные ляпы вина лежит на американцах, сбросивших на Москву некое новое особенное оружие с именно такими последствиями .
Как сатира книга великолепна. Идея о том, что смертно все, кроме человеческой глупости, сияет с каждой страницы, а типажи оччень узнаваемы. Одна фраза оттуда буквально впечаталась "в цитатник": "А вот скажите, товарищ комиссар, что марксизм-ленинизм говорит о безголовых мутантах?"
Помимо черного юмора, хватает интересных характеров, неожиданных поворотов сюжета, т.е. вещь увлекательная.
Но мистики слишком много. Причем, что неприятно, необъяснимой. Те же голоса из труб (эпизод с Бурбоном), "книга с аспидно-черными страницами". То-есть с одной стороны, у нас фактически мир духов проявляется, с другой, роман написан так, что сама мысль о вмешательстве какой-либо божественной или дьявольской силы смешна. Тем более, что с религиями и сектами автор обходится довольно круто.
И финал, который меня вынес двуручным дисбеливом. Все, сказанное ниже, вкусовщина и спойлер.
читать дальшеИтак в жестком постядерном мире возникает новая цивилизация, поистине на лицо ужасная, но добрая внутри.
"Возрождающаяся новая жизнь, братство и единение сотен и тысяч отдельных разумов, но не растворяющее границы между ними, а сопрягающее мысли всех участвующих сущностей в единое целое. Черные были истинным венцом разрушенного мироздания, фениксом, восставшим из пепла человечества. И они обладали разумом - любознательным, живым, но, к несчастью, настолько не похожим на людской, что никакой возможности наладить контакт не было. До него, до Артема (т.е. главгероя). Глазами черных он увидел людей: озлобленных, загнанных под землю грязных ублюдков, огрызавшихся огнем и свинцом, уничтожавших парламентеров, которые направлялись к ним с песней мира - а у них вырывали белый флаг и его древком пробивали им же глотку." И так далее.
Ну и что? Ну и то, что до этого все осколки человеческой цивилизации (кроме нескольких личностей, родной станции Артема ВДНХ да, пожалуй, чегеваровцев) были показаны в жестком слепящем свете прожектора, хорошо проявляющего все недостатки и нелепости. И парой страниц назад прозвучала великолепная фраза: "Чтобы жизнь в метро, бессмысленная и бесполезная, возвышенная и исполненная света, грязная и бурлящая, бесконечно разная и именно поэтому такая волшебная и прекрасная, человеческая жизнь продолжалась". То-есть прекрасная то прекрасная, но везде есть своя выгребная яма. А тут нету. Черные у нас ангелы во плоти. И конечно, тупые, злые люди уничтожают черных недовзорвавшимися ракетами, и рушится надежда на светлый новый мир, и Артем возвращается в метро, домой, зная, что больше в его жизни не будет никакой мечты. Простите мою Тигриную душу, но не люблю я идеальных существ, особенно в таком контексте.
Тем более, есть там один любопытный момент из общения Артема с черными. Опять же зацитирую:
"Артем хотел было задать им тревожившийего вопос: что же случилось с Хантером? Но мысль эта закружилась в вихре новых невероятных ощущений, и через мгновение он и не помнил уже, что собирался дознавать, какая судьба постигла Охотника. Теперь его больше ничего не отвлекало от главного, и он снова раскрыл свой разум их разуму. Артем стоял сейчас на грани осознания чего-то невероятно важного. Это было именно оно - ясное ощущение, что километры туннелей и недели блужданий снова вывели его к потайной дверце, открыв которую, он обретет понимание всех тайн вселенной и вознесется над убогими человеками, выдолбившими свой мирок в неподатливой мерзлой земле, зарывшимися в нег с головой".
Мило, правда? У меня осталось ощущение четкого сектантского подхода: ты - наш, ты - праведник, ты - хороший. А прочие - грешники, ну их в ад. И почему-то не верится, что, открой Артем черным путь в метро, жизнь людей бы сказочно улучшилась. Потому что ни разу за все свое путешествие парень своих спутников или обитателей станций убогими не называл и возноситься над ними не собирался. Наоборот, задумывался: даже если я - Избранный, стоит ли мой путь риска, а то и жизней других? Каким-каким, но самовлюбленным его не назвать. Значит, вознесение над убогими - привет от черных.
Так что когда начали падать ракеты, у меня никакого шока от уничтожения "черных братьев" не было. А ля гер ком а ля гер.