Как это было в наши дни".
К перечню в цитате надо добавить ещё два слова - о вере и святости, и вот тогда это будет хорошее описание книги "Лавр". Потому что она действительно про всё это.
Вообще писать о человеке, который идёт к святости, тема сложная - слишком много шансов, что получится такая карамель, что зубы увязнут. Но "Лавр" - это, для начала, ядрёный постмодернизм, где герои легко и непринуждённо переходят от старорусского языка, причём отнюдь не шаблонного "гой еси", а удивительно живого, к современному русскому, порой и жаргонному. Не зря автор назвал свою книгу "неисторическим романом" - там хватает и ответвлений сюжета в наши дни, и есть провидец, который видит фрагменты из будущего, и порой персонажи говорят отнюдь не как люди пятнадцатого века. Причём это всё не разрушает картинку. На мой вкус, перегнул палку автор ровно один раз - помянув пластиковые бутылки там, где им совсем не место, просто как описание мусора. Всё остальное лыко - в строку. И главный герой, и его друг-провидец Амброджо, и многие другие - это люди своего времени, со своим пониманием, что хорошо и что плохо, как надо и как не надо. Дивно показано, чем суеверие отличается от веры. Если вера стоит на любви, на попытке сделать лучше, то суеверие - это страх как он есть. Когда хоронить умершего не своей смертью покойника нельзя, потому что земля разгневается, а не хоронить нельзя, потому что сам мертвец разгневается, и нужно найти какое-то соломоново решение... печальная жизнь получается.
Нет ощущения, что главный герой - это луч света в тёмном царстве. В книге множество хороших, обаятельных второстепенных героев. Нет, сволочи тоже есть, про одного такого, напавшего с ножом на ничего не сделавшего ему человека, хлёстко сказано: "Иерей Иоанн лежит в грязи. Там же теряются следы человека. Говорят, что будто бы и человека не было, а был лишь всплеск грязи". Но большинство людей, может, и не ангелы, но и не грязь. И автор, как и главный герой, людей любит.
Отдельно прекрасен юродивый Фома, которого всего можно растаскивать на цитаты. Когда посадник Гавриил удивляется, что подаренные деньги главный герой отдал не нищим, а купцу, поступок объясняет не сам Арсений-Устин, а именно этот предок митьков. "Так что же здесь непонятного, удивился юродивый Фома. Купец Негода разорился, и семья его гладом тает. А подаяния выпросить стыдится светлых ради своих риз. Терпеть будет, сукин кот, пока не сдохнет - он и его семья. Вот Устин и дал ему денег. Нищие же и сами себя прокормят, просить - это как-никак их профессия". Когда посадник предлагает главному герою "проси что хочешь", Фома опять вылезает вперёд: "Арсений молчал, и тогда сказал юродивый Фома: Избрах аз за него, да даруешь ли? Посадник Гавриил ответил: Дарую. Даждь же ему великий град Псков, сказал юродивый Фома, и се довлеет ему на пропитание. Посадник не произнёс ни слова. ибо он не мог отдать Арсению целый город. Юродивый же Фома, увидев, что посадник Гавриил опечален, рассмеялся: Да не парься ты, ё-моё. Не можешь дать ему этот город - не давай. Он и без тебя его получит".
Впрочем, на цитаты там много кого можно растаскивать. Ещё один мой любимец из второстепенных героев - польский купец Владислав. Патриот и просто хороший человек. Момент расставания с главным героем и его другом. "А я бы (купец Владислав сморкнулся) собрал всех встреченных мною добрых людей и не отпускал их. Думаю, что так они быстро стали бы злыми, улыбнулся Амброджо". Конечно, Амброджо прав, но... Владислав сформулировал тигровый идеал жизни.
"Лавр" - это в первую очередь книга о любви. К людям, к животным (живший в детстве у Арсения Волк, которого он и спустя годы вспоминает, осёл брата Гуго), к миру. Причём бывает, что любовь сужает кругозор человека. Есть моя страна, моя семья, мои единоверцы, а прочее - зло. Тут наоборот, любовь расширяет мир. В бродячих собаках Арсений видит отражение своего любимца Волка и подкармливает их. Он, православный, дружит с католиком Амброджо и с не меньшим католиком Владиславом, потому что они - хорошие люди. Он любит свою родину, но с восторгом смотрит на незнакомые, непохожие края. И всегда и везде старается помогать людям. Потеряв тех, кто был ему дорог, он спасает других, потому что... а как не спасать? И уже не важно, какое, милые, у нас тысячелетие на дворе, сколько осталось до очередного обещанного конца света, какая страна и может ли юродивый знать слово "консультация". Потому что идея быть людьми и любить людей - она на все времена.
Отдельно прекрасен юродивый Фома, которого всего можно растаскивать на цитаты. Когда посадник Гавриил удивляется, что подаренные деньги главный герой отдал не нищим, а купцу, поступок объясняет не сам Арсений-Устин, а именно этот предок митьков. "Так что же здесь непонятного, удивился юродивый Фома. Купец Негода разорился, и семья его гладом тает. А подаяния выпросить стыдится светлых ради своих риз. Терпеть будет, сукин кот, пока не сдохнет - он и его семья. Вот Устин и дал ему денег. Нищие же и сами себя прокормят, просить - это как-никак их профессия". Когда посадник предлагает главному герою "проси что хочешь", Фома опять вылезает вперёд: "Арсений молчал, и тогда сказал юродивый Фома: Избрах аз за него, да даруешь ли? Посадник Гавриил ответил: Дарую. Даждь же ему великий град Псков, сказал юродивый Фома, и се довлеет ему на пропитание. Посадник не произнёс ни слова. ибо он не мог отдать Арсению целый город. Юродивый же Фома, увидев, что посадник Гавриил опечален, рассмеялся: Да не парься ты, ё-моё. Не можешь дать ему этот город - не давай. Он и без тебя его получит".
Впрочем, на цитаты там много кого можно растаскивать. Ещё один мой любимец из второстепенных героев - польский купец Владислав. Патриот и просто хороший человек. Момент расставания с главным героем и его другом. "А я бы (купец Владислав сморкнулся) собрал всех встреченных мною добрых людей и не отпускал их. Думаю, что так они быстро стали бы злыми, улыбнулся Амброджо". Конечно, Амброджо прав, но... Владислав сформулировал тигровый идеал жизни.
"Лавр" - это в первую очередь книга о любви. К людям, к животным (живший в детстве у Арсения Волк, которого он и спустя годы вспоминает, осёл брата Гуго), к миру. Причём бывает, что любовь сужает кругозор человека. Есть моя страна, моя семья, мои единоверцы, а прочее - зло. Тут наоборот, любовь расширяет мир. В бродячих собаках Арсений видит отражение своего любимца Волка и подкармливает их. Он, православный, дружит с католиком Амброджо и с не меньшим католиком Владиславом, потому что они - хорошие люди. Он любит свою родину, но с восторгом смотрит на незнакомые, непохожие края. И всегда и везде старается помогать людям. Потеряв тех, кто был ему дорог, он спасает других, потому что... а как не спасать? И уже не важно, какое, милые, у нас тысячелетие на дворе, сколько осталось до очередного обещанного конца света, какая страна и может ли юродивый знать слово "консультация". Потому что идея быть людьми и любить людей - она на все времена.