В том, что книга одного из любимейших моих писателей мне понравится, я не сомневался ещё до того, как взялся читать. Но что настолько понравится, что настолько встряхнёт - честно, не ждал.
Сразу предупреждение - книга достаточно жёсткая, кровавых моментов много (хотя в чём, на мой взгляд, один из плюсов Иванова как писателя - он этим не любуется. Нет ощущение, что автор хвалится или завлекает читателя), так что я бы не стал её рекомендовать всем подряд. Могу сказать так - я понимаю, почему она продавалась затянутой в полиэтилен и с пометкой 18+. А упоминание на обложке, что книга содержит нецензурную брань, выглядит мило и трогательно - если б это было самое в ней страшное!
А теперь о том, чем зацепило. Это прекрасный язык. Причём Иванов как-то ловит грань, чтобы и не скатываться совсем в "паки, паки, иже херувимы", но и герои не говорили современным языком. Точно так же выдержан момент с историчностью. Ты веришь, что эти люди могли так думать, так поступать, в такое верить. И в то же время они не выглядят ожившими иллюстрациями к учебнику истории. Живые личности со своими поступками, со своей судьбой. И отдельный прекрасный момент - чувствуется, что автор любит это время, эти места, этих людей, но он ни разу не лакирует прошлое и не возводит его на пьедестал. Нет вздохов "раньше было лучше".
Иванов замечательно умеет писать мистику. "Золото бунта" (в отличие от его же "Сердца Пармы", которое сам автор называет отчасти фэнтези) славянским фэнтези не становится, очень много можно объяснить реальными причинами. К примеру, когда герои ночуют в найденной в лесу странной избушке-заимке, которую якобы поставил леший, вполне допустимо, что они сами себя накрутили разговорами про нечисть, и когда начинается пурга, а дверь приоткрывается (её вполне мог приоткрыть какой-нибудь лесной зверь, и сбежать, когда изнутри донеслась человеческая речь до запахи), один из них сходит с ума. Явления призраков тоже можно объяснить нервным состоянием, а то и начинающейся болезнью. Но это всё удивительно реально, атмосферно и очень страшно. Правильный хоррор, когда пугают не кровью и кишками по веткам, а именно жутью неопределённости.
Это дивные и страшные описания сплава железных караванов. То, что в Message Чусовая рассказывалось со стороны, а тут ты видишь это изнутри. Ты сам среди этих людей, сам видишь, как барка летит на бойца, чувствуешь тяжесть потесей и брызги воды.
Это прекрасный живой юмор. Без натужного хихиканья, но автор умеет как создать мрачную атмосферу, так и развеять её. Ощущения тотального мрака не создаётся в том числе и потому, что есть красота природы, есть людское благородство и есть живой смех. Один фрагмент, как раз для любителей "идеальных семей в прошлом":
"Староуткинские бабы круглый год держали свою скотину на правом берегу, потому что на левом было негде. Зимой бабы ходили через Чусовую по льду, летом - вброд. В половодье и паводок они сидели при коровах безвылазно, навлекая на себя дружный гнев староуткинских мужиков, неприбранных и оголодавших. Но бабы стойко держались скотины, почитая её превыше мужей: свинья, хоть и свинья, да не напьётся, не побьёт, не сгорит на заводе, упав в опоку".
А ещё это очень жёсткая, очень хлёсткая книга про то, что такое толпа. Она там проявляется в нескольких моментах, и про один главный герой думает: что такое за единый миг превратило людей в сволочь? Позже старший товарищ пытается ему объяснить, дескать, много ты от народа хочешь, злишься, что-де рыло свиное вместо человечьего облика, а на самом деле никакого лика у народа нет, народ вообще добр, но своей воли не имеет. Как "старшой", будь то царь или вожак, прикажет, так мы и сделаем. Хоть младенцев резать будем, хоть за правду ляжем, толпой и на зло, и на добро способны.
И вроде бы хотелось в это поверить, да только не видно, чтобы толпа делала добро. Люди его делают - и поодиночке, и вместе, а вот чтобы толпой - нет. Толпа не встаёт на защиту неплохого человека, его жены и уж точно ни в чём неповинных дочерей, зато впадает в бешенство, когда изнасилованные девушки перерезают тем из насильников, кто пьяным сном спят в их доме, глотки, забирают их ружья и пытаются уйти из селенья. Подчёркиваю - убивают они не детей, а разбойную мразь, чьи "товарищи" в тот момент вешают их отца и мать. Но это они - злые суки и твари, и толпа кидается за ними в погоню. Толпа радостно передаёт сплетню, что честный-то человек на самом деле корыстный гад. Толпа готова отобрать и поделить деньги у тех, с кем только что вместе работали на погрузке барки. И когда сплавщик ищет помощников, чтобы отнести раненого бурлака в трактир (а это единственный шанс его спасти), что-то на зов старшого не кидаются все. Вот избить кого-то толпой у них тогда силы находятся (били того, кого били, абсолютно за дело, и вот уж кого не жалко, ибо заслужил, но ведь выбирают бить, а не спасать, даром что раненый им всем не то, чтобы чужой, это местный юродивый, которого на свой лад любят).
Вот, кстати, про юродивого этого действительно можно сказать, что он добр, но что ему насоветуют, то и сделает. Но он и собой рисковать готов, и вообще он идёт своей дорогой - странной, кривой, но своей. А толпа - отнюдь не дурная, она чует, с какой стороны у бутерброда масло. Толпа - это люди, которые дали себе разрешение быть сволочью. Потому что все так делают, потому что можно с этого что-то урвать, а вместе как бы и не стыдно. И психуют они из-за зарезанных не потому, что так уж любили этих людей, а потому что рухнула иллюзия безнаказанности. Оказалось, что даже слабая жертва может показать зубы, и тебе, даром что ты в толпе, не поздоровится. И как показывает сюжет, ровно те же люди, которые сбиваются в толпу, великолепно умеют проявлять свою волю, а не идти слепо, куда сказали, когда им кажется, что риска там, куда надо идти, слишком много. И то, что лидер есть, и не хуже других, не мешает им действовать вопреки его слову.
Понятно, что от тяжёлой жизни человек звереет. Понятно, что если голод изведал, то за каждый кусок хлеба и каждую копейку можешь и горло грызть. Но всё равно человек - это не марионетка и не египетский ушебти в руках вождя. Можно делать вид, что не мы такие, жизнь такая и вообще все идут, что царь был не настоящий, а сейчас на троне и вообще царицка сидит, но каждый отвечает за то, что он сделал. И для того, чтобы возникла толпа, каждый отдельный человек даёт себе разрешение стать сволочью.