"Кто умеет жалеть, ничего не боится" (с) Честертон
Наткнувшись на эту фразу, Тигр крепко задумался. Понятно, что любой афоризм несет на себе оттенок преувеличения. Но сама по себе жалость как качество смелого и сильного человека в первый момент кажется чем-то странным.
"Герои издательства Крылов" (ТМ), те самые грозные попаданцы и сильные мужчины (причем позиционирующиеся как сильные не только телом, но и духом) как раз таки жалость активно не любят. Жалость - это для тупеньких и сытеньких, настоящей жизни не знающих. И проявляющиеся у попаданца всплески этого позорного чувства - это, можно сказать, атавизм уютного городского существования. Естественно, в итоге герой, исповедуя принцип "от слабака - к силачу", с этими атавизмами благополучно покончит.
Но вот что Тигра всегда в таких вещах царапало - новообретенная сила (умения, статус, а то и магия) у такого товарища все равно направлены на себя. На обеспечение собственного комфорта и благополучия. Столкнулись с мерзким и несправедливым обычаем - надо быстро придумать ему оправдание, особенно если направлен он не против тебя. Стало жалко раба - ну что ты, дурак, что ли, не понимаешь историческую ситуацию? И никакой попытки объяснить людям, что можно жить и по-другому. Да, они этого другого не видели и не нюхали, но ты-то знаешь. И далеко не всегда герой считает все, оставленное в своем мире, прогнившим и мерзким развратом: обычно пока он сам высоко не поднялся, о понятии "права человека" вспоминается с определенной тоской.
Так вот, стопроцентная приспособляемость и забота о себе любимом - это, конечно, повышает твою выживаемость. Но это не качество сильного. Именно слабому некогда жалеть других, думать о других, пытаться что-то менять в мире - он сосредоточен на себе. Какие там другие, тут себя-то не убережешь от всего. И Честертон прав в том, что если человек умеет жалеть - значит, он уже не зациклен на себе, на страхе за себя. Значит, у него уже есть и смелость, и сила.
Это не значит, что сильный человек обязательно добр. Но вот бессмысленная жестокость, попытка скрутить в бараний рог все вокруг, начиная от близких - это не сила. Это та же самая слабость - запугать всех, порвать в клочья того, кому не повезло оказаться слабее. Гопник из подворотни не силен - это слабые, сбившиеся в стаю и почувствовавшие себя сильнее одиночки. И очень забавно получается, когда в книге какой-нибудь пафосный, умный и сильный Черный Властелин ведет себя как тот самый гопник. Потому что тогда можно говорить о силе навешанных на него артефактов, его страшшной магии или поднятых скелетов. Но сам он все одно слабак.