Допустим, поссорились Василий Васильевич с Николаем Николаевичем. Причем не просто поссорились, а Николай сделал Василию очень большую пакость и мерзость. В ответ Василий его проклинает. Если через три дня или три года после проклятия Николай умрет, причем умрет какой-то либо особо мучительной, либо странной смертью (шел по улице, споткнулся на ровном месте, ударился головой, умер), то можно почесать в затылке и задуматься: а не достучался ли смертельно обиженный Василий до высших сил? А если Николай, да, умирает, и даже не самой легкой смертью, но в преклонном возрасте и, к примеру, от цирроза печени, потому как всю жизнь пил в три горла, то воля ваша, можно это приписать проклятию, но не слишком ли долго высшие силы думали? Смотрим дальше: через пару сотен лет дальний потомок Николая, откровенный раздолбай, садится за руль машины в пьяном виде. Врезался в столб, угробился сам, утащил с собой жену и ребенка. Можно ли к этому прикрутить проклятие? При желании можно. Но какие-то странные высшие силы: вдруг через столько времени вспомнили: о, у нас тут проклятие нереализованное лежит. Надо уже привести в исполнение.
Я, конечно, не высшая сила, и не знаю, какие у Них понятия о справедливости, а заодно и о времени. Но к поискам высшей справедливости через века отношусь весьма скептически. То есть я еще готов поверить в проклятие Великого магистра Жака де Молэ, столь мастерски описанное Дрюоном. Он проклял троих конкретных людей, и трое конкретных людей умерли в течении года после казни тамплиеров. (На самом деле вопросов там тоже хватает - и то, что все трое проклятых были по меркам тех времен немолоды, так что скоропостижная смерть не выглядит чем-то сверхъестественным, и то, что по некоторым источникам Гийом де Ногарэ не дожил до этой казни, а легенда смешала его с кем-то другим из обвинителей, но все-таки тут высшие силы сработали оперативно.) Что касается дальнейшей эпопеи с французскими королями, то слабое здоровье сыновей Филиппа Красивого было известно еще до проклятия, ну а борьба за власть у тронов всегда ведется. Так что дальнейшие проблемы, ИМХО, к проклятию отношения не имеют никакого.
Связывать же расстрел семьи Николая Второго с проклятием Марины Мнишек тоже, естественно можно, кто ж помешает? Но, во-первых, той же теорией можно объяснить и повешение трехлетнего сына самой Марины - мало ли кого, когда и как Мнишки в свое время замучили, отравили или что еще нехорошее сделали. Мало ли кто и за что их мог проклясть. Ну да, может, проклинавший был и не царского-королевского рода, но вряд ли высшие силы слышат исключительно людей благородных. А крестьянка из-за замученного страдает не меньше, чем дворянка.
Во-вторых, этой теорией вобще можно объяснить все, что угодно. Почему утонул "Титаник"? Потому что все собравшиеся на нем люди, вернее, все погибшие на нем люди были потомками пиратов, которые в свое время брали на абордаж и топили корабли либо ставили фальшивые береговые огни, сажая идущие мимо корабли на мель. А те, кто не были - спаслись. И докажи, что это не так. Более того, если просмотреть родословную любого человека, вне зависимости от рода, то хоть кто-то предков за триста лет конкретной сволочью будет. Так что удивительно, что высшие силы еще нас всех под корень не извели.
Если совсем серьезно, то расстрел детей Николая Второго можно считать действием правомерным, преступным, несправедливым, но объяснимым или правильным по обстоятельствам, но мерзким. Равно как и казнь сына Марины Мнишек. Пытаться же оправдать или объяснить одну казнь другой, ИМХО, лишнее.
Пока писал, наткнулся на еще одну идею о правосудии высших сил: В понедельник православные фанатики засудили Ерофеева и Самодурова.
В четверг пожар поглотил знаменитый центр Грабаря, где реставрировались в т.ч. православные иконы.
Совпадение, однако.
Погибшие пожарные, рисковавшие собой сотрудники музея, а так же сгоревшие или безнадежно испорченные картины, в том числе и светские, видимо, в глазах высших сил не в счет. Чем такие высшие силы отличаются от банального террориста, не ясно.
Я не хочу приравнивать автора вышеприведенного комментария и того, кто написал о судьбе сына Марины Мнишек и ее проклятии. Во-первых, потому что обсуждение, даже спорное, событий давно минувших дней - это одно, обсуждение в духе "сами виноваты" только что произошедшей трагедии - несколько другое. Во-вторых, когда читаешь о запредельной жестокости, а повешение трехлетнего ребенка вместе с сообщением матери о судьбе сына (только что саму не привели на казнь посмотреть) - это жестокость именно запредельная, хочется верить, что будет воздаяние и, желательно, в этом мире, а не где-то там. Причем в рассказе о проклятии подчеркнуто: автору жаль и детей Николая Второго тоже. Так что приравнивать человека неравнодушного к тому, кто из несчастья, унесшего и жизни, и с трудом сохраненные картины делает политическую акцию, мне абсолютно не хочется.
Но поиск знаков высших сил - это такое скользкая штука. Может, и не стоит их искать?