тварь, воспитанная книгами
или Концлагерь своими руками.
Из привычных шаблонных манипуляций меня безмерно "радуют" выкручивание тумблера "условий ситуации" до "трындец", а потом спор уже из этого положения. А вот в войну жрали 125 блокадных грамм и на заводах пахали/на крышах дежурили. А в концлагерях жирных не было. А вот раньше в поле рожали. Вариантов бесчисленная масса. И причём всякий раз вот этот адов трындец пытаются выдать за норму. И как-то почти неловко объяснять, что блокада Ленинграда даже по меркам войны страшная страница, и у переживших её проблемы со здоровьем вполне были (а сколько людей не смогло пережить, причём НЕ от бомбёжек, а именно от голода и связанного с ним). То же самое с концлагерями. И даже "раньше" женщины в поле рожали отнюдь не от того, что все были такие сильные и трудолюбивые, а потому что условия жизни были такие. Те, кто могли себе это позволить, предпочитали почему-то рожать в бане/в кровати, как обычаи говорят, и не бежать сразу потом пахать дальше, а дать себе какое-то время отдыха.
Разновидности тех же ситуаций - "живём не для радости, а для совести", выкручиваемая до того, что радоваться вообще нельзя, стыдно и бессовестно, хотя в исходной фразе речь совсем не о том, апелляции к религии, хотя, опять же, христианство не требует мученичества на ровном месте, оно говорит о том, как переносить возникшие трудности, и уж точно не советует становиться для своих ближних Нероном и Диоклетианом. Но тем не менее люди старательно строят тюрьмы для себя и окружающих.
В чём смысл такого? Зачем апеллировать к тому, против чего человечество старательно боролось? Для начала, в том, что это позволяет обесценивать и не решать имеющиеся проблемы. Просто заткнуть ближнему рот, дескать, как ты смеешь тут жаловаться на мигрень, когда в Африке дети голодают. Да, мигрень у ближнего никуда не пропадёт, но ему станет ещё и стыдно за эту боль. Профит!
Если в применении к самому себе, а не окружающим, то частично у данного метода действительно есть польза. Позволяет как-то "понять масштаб" своей проблемы, мол, ну ужас, но не ужас-ужас-ужас. Но, как многие сильнодействующие методы, в капле лекарство, в ложке яд. Потому что очень просто заразить самого себя виной, мол, как я смею с какой-то жалкой простудкой терять работоспособность, переживать из-за потерянного мобильника и так далее. В итоге чувства, которые "естественным путём" прошли бы довольно быстро, если позволить себе отлежаться, когда болен, поругаться на пропавший телефон, остаются и начинают "гнить".
А в плане чего-то более серьёзного вещь получается очень опасная. Потому что если начальство на работе считает, что над подчинёнными можно издеваться и орать на них, не стоит себя успокаивать тем, что вот раньше-то барин мог и на конюшне пороть. А стоит подыскивать другую работу. Или, если деваться некуда, хотя бы помнить одну вещь: вот это - не норма. Если тебя доводят до слёз, чтобы выплеснуть своё раздражение, это не ты слабый и недостойный человек, который не может стерпеть, это тот, кто доводит - козёл, фашист и далее по тексту. И если уж чему-то учиться у прошлого, то тому, что рано или поздно подобную не-норму всё-таки заканчивали. Как бы некоторые не выступали за святое право бить ближнего сапогами.
Терпение, конечно, вещь хорошая. Но умение улучшать ситуацию по мере сил тоже полезно. Заботиться о своём здоровье, не позволять на себе ездить и так далее. И решать проблемы, которые стоят сейчас перед тобой. Да, в ситуации трындеца, к примеру, травли в школе не будет, тогда, боюсь, и самой-то школы может не быть. Это не значит, что на данную проблему можно махнуть рукой. По сути, выбор трындеца как нормы и делание вида, что всё, что не настолько ужасно, можно терпеть - это не меньший уход от реальности в худшем смысле, чем витание в облаках "а я лягу на диван и сделаю вид, что всё зашибись, а проблемы сами как-нибудь рассосутся".
И да, моё личное ИМХО - от людей, апеллирующих к трындецу как к норме, в жизни стоит держаться подальше. Потому что если человек мысленно строит концлагерь, он в нём собирается быть, как минимум, капо, а то и просто надзирателем.
Из привычных шаблонных манипуляций меня безмерно "радуют" выкручивание тумблера "условий ситуации" до "трындец", а потом спор уже из этого положения. А вот в войну жрали 125 блокадных грамм и на заводах пахали/на крышах дежурили. А в концлагерях жирных не было. А вот раньше в поле рожали. Вариантов бесчисленная масса. И причём всякий раз вот этот адов трындец пытаются выдать за норму. И как-то почти неловко объяснять, что блокада Ленинграда даже по меркам войны страшная страница, и у переживших её проблемы со здоровьем вполне были (а сколько людей не смогло пережить, причём НЕ от бомбёжек, а именно от голода и связанного с ним). То же самое с концлагерями. И даже "раньше" женщины в поле рожали отнюдь не от того, что все были такие сильные и трудолюбивые, а потому что условия жизни были такие. Те, кто могли себе это позволить, предпочитали почему-то рожать в бане/в кровати, как обычаи говорят, и не бежать сразу потом пахать дальше, а дать себе какое-то время отдыха.
Разновидности тех же ситуаций - "живём не для радости, а для совести", выкручиваемая до того, что радоваться вообще нельзя, стыдно и бессовестно, хотя в исходной фразе речь совсем не о том, апелляции к религии, хотя, опять же, христианство не требует мученичества на ровном месте, оно говорит о том, как переносить возникшие трудности, и уж точно не советует становиться для своих ближних Нероном и Диоклетианом. Но тем не менее люди старательно строят тюрьмы для себя и окружающих.
В чём смысл такого? Зачем апеллировать к тому, против чего человечество старательно боролось? Для начала, в том, что это позволяет обесценивать и не решать имеющиеся проблемы. Просто заткнуть ближнему рот, дескать, как ты смеешь тут жаловаться на мигрень, когда в Африке дети голодают. Да, мигрень у ближнего никуда не пропадёт, но ему станет ещё и стыдно за эту боль. Профит!
Если в применении к самому себе, а не окружающим, то частично у данного метода действительно есть польза. Позволяет как-то "понять масштаб" своей проблемы, мол, ну ужас, но не ужас-ужас-ужас. Но, как многие сильнодействующие методы, в капле лекарство, в ложке яд. Потому что очень просто заразить самого себя виной, мол, как я смею с какой-то жалкой простудкой терять работоспособность, переживать из-за потерянного мобильника и так далее. В итоге чувства, которые "естественным путём" прошли бы довольно быстро, если позволить себе отлежаться, когда болен, поругаться на пропавший телефон, остаются и начинают "гнить".
А в плане чего-то более серьёзного вещь получается очень опасная. Потому что если начальство на работе считает, что над подчинёнными можно издеваться и орать на них, не стоит себя успокаивать тем, что вот раньше-то барин мог и на конюшне пороть. А стоит подыскивать другую работу. Или, если деваться некуда, хотя бы помнить одну вещь: вот это - не норма. Если тебя доводят до слёз, чтобы выплеснуть своё раздражение, это не ты слабый и недостойный человек, который не может стерпеть, это тот, кто доводит - козёл, фашист и далее по тексту. И если уж чему-то учиться у прошлого, то тому, что рано или поздно подобную не-норму всё-таки заканчивали. Как бы некоторые не выступали за святое право бить ближнего сапогами.
Терпение, конечно, вещь хорошая. Но умение улучшать ситуацию по мере сил тоже полезно. Заботиться о своём здоровье, не позволять на себе ездить и так далее. И решать проблемы, которые стоят сейчас перед тобой. Да, в ситуации трындеца, к примеру, травли в школе не будет, тогда, боюсь, и самой-то школы может не быть. Это не значит, что на данную проблему можно махнуть рукой. По сути, выбор трындеца как нормы и делание вида, что всё, что не настолько ужасно, можно терпеть - это не меньший уход от реальности в худшем смысле, чем витание в облаках "а я лягу на диван и сделаю вид, что всё зашибись, а проблемы сами как-нибудь рассосутся".
И да, моё личное ИМХО - от людей, апеллирующих к трындецу как к норме, в жизни стоит держаться подальше. Потому что если человек мысленно строит концлагерь, он в нём собирается быть, как минимум, капо, а то и просто надзирателем.
Спасибо ему, он научил меня двум основным вещам, на которых с тех пор и строится мое бытие. Одна из них - чем более красивые и возвышенные слова произносит человек, тем дальше мне надо от него держаться. И вторая - попробуй попытаться отстоять то, что считаешь своим, и хорошие люди со светлыми лицами тут же выпишут тебе билет в клуб стран-изгоев. Чем более светлые лица, тем увереннее выпишут.
Хорошие люди ведь должны быстро излечиваться и первыми протягивать руку, а я, сволочь такая, смею это помнить столько лет...
Кстати, нас на одних волонтерских курсах учили такому автотренингу - довести мысленно ситуацию до самого страшного варианта (можно даже уйти в сюр - зомби-апокалипсис, нападение инопланетян и т.д.), потом вернуться обратно в реальность и осознать, что все еще не очень плохо. Но это делается самостоятельно, по собственному желанию. Если то же самое для тебя проведет другой - это, скорее всего, будет восприниматься как издевательство.
Сформулировал, кажется: если такой аутотреннинг заставляет перестать паниковать и начать вменяемо действовать - он полезен. Если учит тупо терпеть дискомфорт, потому что бывает хуже, вреден. Речь не идёт о ситуации, когда надо временно потерпеть дискомфорт для плюсов в будущем. Тут оно опять же в тему.
Кстати, наш знаменитый педиатр доктор Комаровский утверждает, что "А вот у соседей" - это очень характерное для наших людей поведение, и оно часто до добра не доводит и вызывает ненужную тревогу. Потому как применительно к его профессии 100500 раз приходится успокаивать пациентов, что если ваш ребёнок пошёл или заговорил на день позже, чем соседские, это не значит, что он больной, просто это личные особенности развития, а если соседские вдруг хором переболели, а ваш нет, радоваться надо, с чего вы вообще взяли, что он болеть должен. И, по-моему, у кого-то из советских детских писателей не раз в произведениях всплывала эта тема оглядывания на других именно с перегибами и с не очень хорошими последствиями. Если вспомню - напишу.
Насчёт Комаровского - в американской литературе такое поведение называется "сравняться с Джонсонами", и тоже хорошо описано. Ровно те же грабли: у соседей всё лучше, соседский ребёнок лучше говорит, соседка лучше готовит, сосед больше зарабатывает.
Нашла писателя. Алексин это был.
Вот рассказик.
flibusta.is/b/439391/read
Правда, я вроде бы читала другую версию рассказа, она была длиннее и интереснее. Там, среди прочего, некоторые одноклассники родителей стали знаменитостями, и папу тоже шпыняли по этому поводу - что он не стал, и поэтому мальчик не сказал родителям, что звонили и приглашали на встречу выпускников, потому что всерьёз опасался, что папу там чуть ли не при всех начнут сравнивать с остальными и стыдить, и что после этой встречи отношения в семье станут хуже.
А другой момент был в повести "Саша и Шура". Там ГГ родственница читала наставления в духе: "А вот твоя мама в детстве никогда бы..." и так далее. И мальчик удивлялся, какая у него, оказывается, идеальная мама была, а он и не знал и вообще ябтакнесмог. А потом ему мама сказала, что это у тёти метод воспитания такой, и в её детстве ей самой приходилось выслушивать, какой весь из себя идеальный какой-то там двоюродный брат, надоедало жутко.
Может, такой метод местами и помогает, но, по-моему, 99,9% людей, которые им пользуются, не знают, как с ним обращаться.
Ну Вомпэр не зря сказал, что, во-первых, методу учили на волонтёрских курсах, то есть людей, которые готовились, во-вторых, это метод для себя, а не для воспитания других.